10 простых способов улучшить память ребенка

Какую память и внимание развивать у дошкольников — простыми словами

Какие игры для развития внимания и памяти выбрать? Столько есть видов памяти, уже описано около 50, с чего начинать? И у внимания столько свойств, что непонятно, какое развивать в первую очередь. Давайте по порядку.

Начнем с памяти

Поскольку до 7 лет — период созревания природной памяти, мы ее и будем развивать. А вот различные мнемотехнические способы запоминания для деток 4-6 лет не так актуальны и мы их можем пока отодвинуть в сторону. До них дойдет время, но чуть позже.

С рождения и до 3-х лет у детей доминирует правое полушарие, а потом потихоньку вступает в свои права левое полушарие. Окончательно это происходит в 9-10 лет.

До 3-х лет ребенок впитывает информацию как губка, она к нему сама пристает, даже помимо воли. Говоря научным языком — непроизвольно.

Поэтому обучение языкам в этом возрасте у билингвов идет этим же путем — все пристает само самой, как и родная речь. Конечно, не самом собой, для это есть научные объяснения, но мы про это поговорим в другой статье.

Активное в этом возрасте правое полушарие связано с непроизвольным запоминанием. Именно оно дает образно-эмоциональную и зрительно-наглядную память нашим деткам.

За память же на слова, формулы, цифры отвечает левое полушарие.

Кроме того, мы будем развивать внимание и память, а не наполнять ребенка фактами. Поэтому,  нам интересно все, что физиологично, а это образная память, которая делится на:

Поэтому,  нам интересно все, что физиологично, а это образная память, которая делится на:

  • осязательную
  • обонятельную
  • вкусовую
  • зрительную
  • слуховую

Это двигательная, эмоциональная память и чуть меньше словесно-логическая память, поскольку за последнюю отвечает левое полушарие головного мозга.

Сделаем упор на правое полушарие, которое до этого времени, до 6 -7 лет, должно набрать силу.

Поскольку позднее правое со своими способностями (феноменальной памятью, воображением) «передает эстафету» левому полушарию.

Как мышцы атрофируются, а способности остаются не развитыми и потихоньку сходят на нет.

Но как гениальные люди не потеряли эти способности? Все очень просто. Все гениальное просто) Скачивайте нашу книгу  об этом здесь (ссылка откроется в новой вкладке).

Внимание! Зачем его иметь?

Внимание — это своеобразный выбор ребенком того, что запоминать, что делать, с кем обращаться, куда смотреть, как долго, на чем концентрироваться. Это не определение внимания, а его суть

Если вы хотите подробно узнать о внимании и протестировать внимание у школьников, читайте здесь. Если вы хотите протестировать свое внимание, то проходите сюда (ссылки откроются в новой вкладке)

Без внимания нет запоминания

Поэтому внимание очень важно и как раз в возрасте от 4 до 6 лет берет свое начало и развивается активное произвольное и опосредствованное внимание

Произвольное внимание возникает при осознанном и целенаправленном направлении и удержании внимания на каком-то объекте в течение определенного времени. Опосредствованное внимание возникает посредством введения дополнительных средств, связанных или не связанных с самим объектом внимания

Опосредствованное внимание возникает посредством введения дополнительных средств, связанных или не связанных с самим объектом внимания. Например, путем использования символов (стрелка, показывающая на объект), слов (можно сказать, например, «обрати внимание…» или «посмотри»)

Например, путем использования символов (стрелка, показывающая на объект), слов (можно сказать, например, «обрати внимание…» или «посмотри»). Важны все свойства внимания:

Важны все свойства внимания:

  • концентрация — способность сосредоточиваться на каком-то одном деле, мысли, образе и отвлечении внимания от всего остального
  • переключаемость — переключение с одного объекта на другой (быстрота или скорость)
  • распределение — возможность разделяться сразу на несколько дел одновременно
  • устойчивость — способность удерживаться на определенном уровне в течение длительного времени
  • объем — максимальное количество предметов, удерживаемых одновременно

Упражнения, развивающие память

Не стоит воспринимать процесс обучения как нечто скучное и неинтересное. Даже обычные игрушки можно использовать в процессе. Такие занятия определенно придутся малышу по душе.

Развитие памяти у детей начинают с простых заданий. Только после успешного выполнения их постепенно усложняют. Обычно берут столько предметов, сколько лет малышу, т.е. если ему два года, то две игрушки.

В младшем дошкольном возрасте хорошо идет игра «Спрячь предмет». Для этого в разных местах раскладывают игрушки, дают ребенку время для запоминания, после чего просят его выйти. Взрослый в этот момент прячет игрушку и просит вернувшегося малыша сказать, что изменилось.

Есть простой способ развить память у детей. Достаточно каждый день расспрашивать ребенка о детском саде.

Поэтому дошкольник рассказывает о том, что он ел на завтрак и обед, во что играл, какие занятия были. Дополнительно у него формируется навык связной речи.

Тренировать память можно посредством обсуждения сказок. Как только взрослый прочитает какую-то сказку, стих или историю – ее нужно подробно разобрать. Малыш должен назвать главных героев, основные события и т.п.

Обязательно нужно улучшать не только зрительную память, но и слуховую, для этого подойдут игры с мячом. Дошкольник должен ловить его только в случае, если называется «съедобное» слово или оно начинается на звук .

Обратите внимание! С несколькими детьми можно усложнить работу. Каждый малыш называет какой-нибудь предмет из темы «Транспорт» (или любой другой), после чего ведущий должен воспроизвести все названные слова

Дополнительно можно сделать мемо-игры по любой теме. Для этого нужно сделать набор парных карточек. Например, разных овощей. Для начала можно ограничиться 10 парами.

Перед ребенком выкладывают карточки рубашками вверх. Он должен искать одинаковые, но за раз он поднимает только две штуки.

Есть готовые наборы мемо-игр из разных материалов

Не всегда родители понимают, как развить память у ребенка. В таком случае им поможет консультация у психолога. Специалист подскажет упражнения для разных периодов.

Например, в старшем дошкольном возрасте можно называть ряд слов и попросить ребенка их повторить. Нежелательно использовать зрительную опору, так как это нужно для развития слуховой памяти.

Особенности памяти у детей

С возрастом у дошкольника совершенствуются навыки и умения. В четыре месяца малыш начинает узнавать знакомые лица и предметы. В период с года до трех лет появляется непроизвольное запоминание, то есть для этого процесса не требуется волевых усилий.

С трех лет появляется произвольная память. Она обусловлена тем, что дети начинают играть, и это требует усвоения определенной информации: правил, действий, перечня предметов и т.п

В этот период дошкольников активно привлекают к посильному труду, для которого важно запомнить последовательность действий. Некоторые специалисты ошибочно полагают, что в этом возрасте детям свойственна механическая память

К ней они прибегают только тогда, когда им сложно осмыслить информацию.

По сроку хранения информации выделяют три вида памяти. При кратковременной ребенок быстро забывает увиденное. Например, он может сказать, какую собаку видел по дороге в садик, но на следующее утро уже не вспомнит это.

Важнее долговременная память – эту информацию человек хранит всю жизнь. На запоминание влияют эмоции, яркие образы, многократное повторение.

Дошкольники

В возрасте 5-6 лет у детей все еще преобладает непроизвольная память

В этот период им важно только то, что представляет интерес. Они лучше воспринимают не пассивную деятельность, а ту, что предполагает активное участие на занятии

Психологи также установили, что в возрасте 6-7 лет ребенку нужна внешняя мотивация для запоминания информации. Поэтому любое обучение должно проходить в игровой форме. К этому времени у детей повышается навык самоконтроля.

Занятие не должно быть продолжительным, так как в силу возраста дошкольнику сложно усидеть на месте

Развивать память в этом возрасте можно с помощью сенсорных впечатлений. Чем больше дошкольник контактирует с разными материалами, тем лучше стимулируется его нервная система. Под воздействием этих факторов происходит формирование новых связей в головном мозге.

Зрительные и слуховые впечатления помогают переходу к произвольной памяти. В этот период дети хорошо начинают связывать с конкретным человеком определенные эмоции и чувства.

Школьники

В 7-8 лет ребенок идет в школу. Его ведущей деятельностью становится учебная. По сравнению с дошкольным периодом, память становится сознательнее и организованнее. Преобладает работа первой сигнальной системы, которая стимулирует наглядно-образное восприятие.

Интересно. Ученики лучше усваивают факты, лица, предметы, события. Развитие памяти у младших школьников должно быть направлено на облегчение перехода в среднее звено. В этом им поможет логическое мышление.

В силу возраста дети еще плохо структурируют информацию и разбивают ее на блоки. Им сложно составлять и пользоваться схемами. Задача учителя не поощрять механическое запоминание. В младшей школе навыки самоконтроля еще не идеальны, особенно в первом классе.

В 10 лет у детей все еще преобладает образная память. Они лучше усваивают наглядный материал. Пока им сложно воспринимать абстрактные понятия. Игровые приемы обучения тоже не теряют актуальности.

В 11 лет ребенок проходит процесс формирования формально-логического типа мышления, который помогает рассуждать, строить цепочки суждений, просчитывать последствия поступков.

В школьном возрасте дети лучше поддаются обучению. Поэтому в этот период хорошо идет развитие когнитивных функций

Особенно это важно при выявлении проблем. Они проявляются в плохой успеваемости

При помощи специальных занятий можно улучшить ВПФ (высшие психические функции), это позитивно скажется на оценках.

Плохая память у ребенка: причины

Стоит отметить, что многие дети, а точнее их родители, не знают о плохой памяти ребенка до того, как он поступит в первый класс. Ведь именно в этот момент увеличивается количество заданий, поэтому ребенку очень сложно сосредоточиться и проявить себя как нельзя лучше. Существует несколько основных причин, по которым ребенок может страдать плохой памятью. 

Первоклассник

Причины плохой памяти у ребенка:

Неправильный режим дня. Дело в том, чтобы активизировать все мозговые центры, сделать запоминание более простым, нет необходимости давить на ребенка и загружать его постоянной зубрежкой. Попытайтесь сделать нагрузки при помощи чередования. То есть чередовать физическую, а также умственную активности. Соответственно оптимальным вариантом будет заниматься около часа уроками, потом идти на прогулку или какую-то секцию, где ребенок может позаниматься физическими упражнениями, бегом, или силовыми тренировками. Это оптимальный распорядок

Обратите внимание на время засыпания, а также пробуждение вашего малыша. Очень часто плохая память может быть обусловлена тем, что ребенок плохо засыпает или поздно ложиться

Соответственно количества сна ему не хватает, из-за этого он не может сосредоточиться и продуктивно поработать в течение дня. 

Недостаточное количество витаминов и минералов. Дело в том, что некоторые витамины, а также микроэлементы, способствуют улучшению памяти. Соответственно их недостаток может спровоцировать плохое запоминание. В таком случае необходимо периодически давать ребенку витамины, а также пересмотреть его питание, в сторону увеличения количества полезных продуктов. Отдавайте предпочтение свежим фруктам, овощам, рыбе и мясу. Не забудьте про молочные продукты. Нельзя ребенку давать разнообразный фастфуд и сладости. Хотя от двух конфет ничего плохого не будет. Ведь быстрые углеводы в виде сахара являются отличным источником питания мозга. Они будут как нельзя кстати, когда ребенок будет немного уставшим, и помогут включить мозговые центры в работу. 

Недостаточная тренировка памяти. То есть ребенок педагогически запущенный. Чаще всего это проявляется у детей с плохой речью. Ведь действительно развитие речи говорит о том, насколько хорошо развивается память ребенка. Если ребенок плохо говорит, глотает слова, ему трудно выразить свои мысли, он долго думает, что хочет сказать. Вероятнее всего имеются какие-то проблемы с запоминанием и памятью.

Еще одной причины плохой памяти у ребенка могут быть неврологические нарушения. Чаще всего это связано с тяжелыми родами, кесаревым, а также недоношенностью ребенка. Чаще всего таких детей, сразу после рождения, ставят на учет у невропатолога, и дают препараты, которые стимулируют мозговую деятельность. Соответственно, если у вас особых проблем в родах не было, но ребенок страдает плохой памятью и все занятия не дают никакого результата, имеет смысл обратиться к неврологу. Действительно опытный специалист может назначить препараты, которые стимулируют работу головного мозга, и помогут вашему ребенку в обучении.

В школе

Память. Развитие памяти у детей — Консультация для родителей «Развитие памяти у детей 5–7 лет»

Публикация «Консультация для родителей «Развитие памяти у детей 5–7…»
Консультация для родителей «Развитие памяти у детей 5-7 лет» У детей 5-7 лет преобладает непроизвольная память, при которой отсутствует сознательно поставленная цель. Память ребёнка этого возраста – это его интерес. Ребёнок легко и надолго запоминает то, что вызвало у него…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дидактические игры, способствующие развитию произвольного внимания и произвольной памяти для детей раннего возраста
Дидактические игры, способствующие развитию произвольного внимания и памяти для детей раннего возраста. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное…

Игры по развитию зрительной памяти для детей раннего возраста
Игры на развитие зрительной памяти детей раннего возраста Найди игрушку Возраст детей (от 1 года и ранее) Инструкция и ход игры: Сначала на глазах у ребёнка кладут игрушку под одну из двух лежащих перед ним пелёнок. Малыш начнёт изучать их, как бы стараясь сообразить: под какой…

Консультация для родителей «Развитие памяти у детей»
Игры по развитию памяти Для развития тактильной памяти существует множество примеров. Можно организовать игру «Дощечки». Необходимо вырезать из толстого картона или фанеры, 10 дощечек размером 10-20см. На обратной стороне пронумеровать от 1-10. Вместе с детьми налепить различные…

Резюме

Умение быть собранным, сосредотачиваться на деле, абстрагироваться от отвлекающих факторов и не допускать случайных ошибок — ценнейший навык. Развитие внимания поможет ребёнку лучше учиться, даст конкурентные преимущества, существенно облегчит быт и избавит от множества проблем

В критической ситуации натренированное внимание и наблюдательность могут даже спасти жизнь вашему ребёнку и окружающим его людям. 

Развить у ребёнка внимательность несложно

Достаточно проявлять внимание к нему самому. Старайтесь проводить с ребёнком как можно больше времени и сделать его учебную жизнь интересной и насыщенной, ведь ничто так не стимулирует внимание к делу, как удовольствие, получаемое в процессе его выполнения

Плохая память у ребенка: виды лекарств и их действие

Изначально необходимо попытаться улучшить память ребенка при помощи тренировок. Для этого существуют целые комплексы. Самый простой вариант — это разучивать стихотворения с детьми. Лучше всего этот способ подходит для малышей, которые ходят в детский сад. К слову, это будет хорошая тренировка для дальнейшей подготовки к школе. Хорошо разучивая стихи, ребенок быстро запомнить алфавит и научиться читать.

Однако если такие способы не дают результата, и вы не сдвинулись с мертвой точки, малыш по-прежнему очень сложно запоминает стихи, а маленькое четверостишие разучивает на протяжении нескольких часов, то имеет смысл обратиться к лекарственным препаратам. Стоит отметить, что средств для улучшения памяти огромное количество, их действие может быть основано на разных веществах. Наиболее безопасными, безобидными, являются специальные витамины комплексы для памяти. Они содержат большое количество минералов, и микроэлементов, а также витаминов, которые способствуют запоминанию. 

На учебе

Виды препаратов при плохой памяти у ребенка:

  • В улучшении памяти помогут успокоительные препараты, антидепрессанты. Вы спросите, какое отношение данные лекарства помогут в улучшении памяти? Дело в том, что ученые установили, люди, прибывающие в депрессии, действительно страдают ухудшением памяти. Такое состояние отрицательно сказывается на запоминании и ухудшается работа головного мозга, всех систем в организме в целом. Соответственно, если ребенок страдает депрессией, наблюдается буллинг или травля в школе, то, конечно, лучше всего давать ребенку антидепрессанты и устранить раздражающий фактор. Кроме того, такие препараты могут действовать несколько иначе. Сейчас с этой целью дают травяные настои, а также специальные растительные компоненты. Многие из них действительно способны существенно улучшить память.
  • Вещества, которые сказываются на работе головного мозга, улучшая его активность. Чаще всего такие препараты назначают при черепно-мозговых травмах, инсультах, ишемической болезни. Их часто дают при восстановлении после сотрясения мозга. Однако эти препараты пользуются популярностью у невропатолога в том случае, если плохая память у ребенка обусловлена каким-то заболеванием. В частности, это может быть повышенное внутричерепное давление, родовые травмы, а также какие-то органические поражения мозга. Возможно, ребенок пострадал и сильно ударился головой. В таком случае действительно эти препараты помогут улучшить кровообращение в головном мозге, из-за чего и память ребенка улучшится.
  • Стоит отметить, что лекарственные препараты, которые стимулируют работу головного мозга, продаются исключительно по рецепту врача. То есть, в свободной продаже их нет. Но их и не рекомендуется давать детям, которые не страдают неврологическими недугами, заболеваниями. Однако, если у ребенка есть какие-то показания к приему, то обязательно необходимо обратиться к невропатологу. Однако это чаще всего бывает в исключительных случаях, когда у ребенка действительно серьезные проблемы с запоминанием, и он в течении двух часов не может запомнить четверостишие. Действительно, в таком случае необходимо бить тревогу. Советуем для вашего ребенка, который абсолютно здоров, воспользоваться препаратами на основе лекарственных трав. 

Домашнее задание

Онлайн-тренажеры

Для помощи людям, испытывающим затруднения с запоминанием, разработаны разнообразные методики. Чтобы успешно улучшить память и повысить умственные способности, используют специальные онлайн-тренажеры.

Викиум

После регистрации проходит диагностика основных качеств личности — памяти, внимания, мышления. По результатам тестов будет подобрана индивидуальная программа. Ежедневно предлагается разминка и тренировка. Всего на решение различных заданий требуется 15 минут.

По мнению разработчика, тренажеры Викиум помогут детям улучшить внимание и достичь больших успехов в обучении. Люди среднего возраста смогут улучшить память, производительность труда и активизировать мозговую деятельность

В пожилом возрасте удастся не утратить ясность и остроту ума.

Битрейника

Предлагается самостоятельно определить, какие конкретно показатели умственной деятельности нужно развивать. Выполняется тренировка внимания, памяти, а также таких функций, как восприятие, продуктивность, мышление в игровой форме.

Основная цель — улучшение мозговых функций и памяти, повышение скорости мышления, снижение риска снижения умственной работоспособности с возрастом. Для ежедневных занятий предусмотрены упражнения на 5 тренажерах, на выполнение которых требуется в среднем 15 минут.

BrainApps

После регистрации программа предлагает пройти предварительное тестирование, позволяющие определить примерный уровень развития базовых мыслительных навыков.

Затем по результатам теста разрабатывается индивидуальная программа, рассчитанная на развитие таких качеств личности, как концентрация, внимания.

Предполагается, что спустя несколько недель будут заметные результаты при условии проведения систематических занятий.

Что важно делать еще, чтобы улучшить память ребенка

Занятие иностранными языками

Ничто так не укрепляет и не развивает память, как запоминание хотя бы 5-10 иностранных слов в день.

А я советую учить иностранные стихи наизусть, по строчке, как описано в упражнении по тренировке слуховой памяти.

Музыка

Что и говорить, музыка может вам и ребенку помочь во всем: и отдохнуть, и получить удовольствие и оздоровится, и сконцентрироваться, и расширить и укрепить память, а также развить головной мозг.

Как, слушая музыку, развивать мозг и запоминать в два раза быстрее? Ответ и музыку вы найдете по этой ссылке (откроется в новой вкладке).

Можно просто слушать музыку, например, концерты Моцарта, которые благоприятно действуют на здоровье. А некоторые даже способны заменить чашечку кофе.

Можно заниматься игрой на музыкальных инструментах, последнее и вовсе перенастраивает мозг.

Эксперименты доказали, что простое прослушивание музыки развивает образное правое полушарие, а это воображение, феноменальная память, интуиция. Как это происходит?

Музыка запускает потоки образов. Это картинки, которые мелькают в голове, когда мы слушаем музыку.

С помощью томограммы было обнаружено, что при прослушивании музыки активизировались участки правого полушария, которые управляют зрением.

То есть при простом прослушивании музыки активируется правое полушарие, а что активно, то развивается.

Даже если ребенок часто просто слушает музыку, у него улучшается пространственное восприятие — это осознание формы, величины, расположения предметов относительно друг друга.

А что же происходит, когда ребенок занимается музыкой, а не просто ее слушает?

Проведя эксперименты, ученые доказали, что если ребенок начал заниматься музыкой до 7 лет и занимается около трех лет, то он превосходит других ребят в восприятии информации на слух (слуховая память, которая так нужна в школе), в двигательных движения (моторике) и логическом мышлении.

Слуховая кора у этих детей на 30 % больше, чем у детей, которые музыкой не занимаются.

У них большая площадь коры головного мозга вовлечена в работу (движение пальцев, если это игра на пианино).

Чтение

По мнению ученых, при чтение более часа в день происходит формирование новых нейронных связей. При чтении мы задействуем воображение, эмоции, развивается память, включается предвидение, мы думаем и размышляем. Мозг работает!

Кроме того, при чтении вслух, речь обогащается новыми словами, ребенок лучше разговаривает и легче общается с друзьями.

Если ребенок не хочет читать, читайте ему сами.

Игры для развития памяти

Предлагая ребёнку игры для развития памяти, учитывайте возраст.

С рождения до 1 года:

  • Разговаривайте с крохой с рождения, описывайте ему окружающий мир, знакомьте с песенками и потешками.
  • В новом месте объясняйте малышу названия и назначения новых предметов.
  • С полугодовалым малышом играйте в «прятки» показав игрушку и убрав её за спину, накрыв чем-то.
  • С 6 месяцев рассматривайте красочные детские книжки, называя вслух названия предметов.

В 1-3 года:

  • Малышам этого возраста хорошо удаётся запоминать движения и действия. С такими детками необходимо чаще играть в подвижные игры, давать им возможность потанцевать, заниматься лепкой и рисованием, тактильно изучать свойства предметов.
  • Дети обожают слушать сказки и учить стихи наизусть. Читайте побольше, обсуждайте увиденное во время прогулки, учите новые слова.
  • Игра «Поиск предмета». Склейте вместе несколько спичечных коробок. Поочерёдно кладите какой-то маленький предмет (бусину, пуговку или лоскут) в ту или иную коробку, накрывайте платком всю конструкцию, а затем просите ребёнка отыскать то, что было спрятано.
  • Игра «Что же пропало?» Разместите перед малышом три игрушки: пусть он внимательно посмотрит на них и запомнит. Предложите малышу отвернуться и спрячьте одну игрушку. Пусть ребёнок скажет, чего нет.
  • Игра «Картинки». Продемонстрируйте ребёнку две-три картинки и попросите описать, что на них изображено. Количество картинок со временем нужно увеличивать.

В 3-6 лет:

  • Этот возраст наиболее стремительного развития ребёнка. Дошкольникам отлично удаётся запоминать стихи и песни. Этот период считается оптимальным для изучения иностранного языка.
  • Игра «Связанные слова». Придумайте пары слов, которые имеют связь: тело — рука, рыба — море, огурец-помидор и прочие. Расскажите их ребёнку. В следующий раз называйте только первое слово, а второе предложите назвать малышу.
  • Игра «Идём в магазин». Предложите ребёнку составить перечень продуктов для приобретения в магазине.

В 6-9 лет:

  • Учим скороговорки: они сформируют хорошую дикцию ребёнка и улучшат память.
  • Игра «Фотограф». Пусть ребёнок заглянет в шкаф и «сделает фотографию» (в уме) всех вещей и их расположение на полках. После этого он должен с закрытыми глазами постараться воссоздать подробную картину.
  • Игра «Мешок». Лучше, когда в эту игру играет много человек. Ведущий начинает: «Я кладу в мешок картошку». Другой продолжает: «Я кладу в мешок картошку и яблоки». Третий: «Я кладу в мешок картошку, яблоки и огурцы». То есть, каждый следующий игрок повторяет с самого начала все слова, добавляя своё слово.
  • Игра «Переодевание». Играющие запоминают внешний вид ведущего, после чего он удаляется и изменяет что-то в своём облике: расстёгивает пуговицу, добавляет шарф и т. д. Задача играющих угадать, что поменялось.

Возрастные особенности, возможные нарушения

Дети дошкольного возраста особенно активны в желании познавать окружающий мир. Им интересно узнавать что-то новое, искать ответы на интересующие вопросы, запоминать максимальное количество информации. При необходимости они вспоминают все полученные знания и делятся ими с окружающими. Такой простой процесс познания мира очень важен для всех людей.

Развитие познавательных и интеллектуальных процессов происходит одновременно. Качество запоминания зависит от множества факторов, связанных с личными особенностями малыша, но при достаточной умственной деятельности оно всегда находится на высоком уровне.

Возрастные особенности

У каждого возраста есть свои особенности, связанные с памятью. Если младенцы лучше запоминают все то, что воспринято с помощью моторики, то дети более старших возрастов усваивают больше информации в процессе трудовой деятельности. Поэтому врачи выделяют 4 основных периода у дошкольников, которые имеют свои возрастные особенности, касающиеся памяти. Среди них:

  1. До 12 месяцев. У младенцев быстрее всего происходит формирование моторной памяти. Это проявляется в виде первых рефлексов, которые вызывают радость у всех родителей. При отсутствии отклонений на протяжении всего этого времени малыш будет запоминать новые движения, причем наиболее крепки будут воспоминания о тех действиях, которые были успешны и подкреплялись собственными эмоциями.
  2. От 12 месяцев до 2 лет. Малыш такого возраста начинает узнавать близких взрослых, он запоминает их лица. Параллельно этому происходит развитие ЦНС, что укрепляет основную память. Также в таком возрасте ребенок учится ходить и приобретает образную память, из-за чего многие взрослые имеют некоторые обрывочные воспоминания из этого периода жизни.
  3. От 2 до 4 лет. У ребенка происходит формирование мнемонических и логических навыков, что усиливает работу механической и словесно-логической памяти. Такой возраст отличается укреплением воспоминаний из прошлого периода, а также легким запоминанием длинных слов и основных двигательных функций.
  4. От 4 до 6 лет. Отличительной особенностью старшего дошкольного возраста является усиленное проявление непроизвольной памяти. Ребенок невольно запоминает абсолютно все, с чем сталкивается. Однако в долговременной памяти закрепляются только те события, которые вызвали особые эмоции. Дошкольники обладают очень развитым образным запоминанием. Это позволяет легко воспроизводить произошедшие события.

При правильном обучении ребенка объем его памяти будет расти, как и общие умственные способности.

Возможные нарушения

Любые нарушения, связанные с памятью, могут оказать серьезное влияние на умственное развитие ребенка. Даже несущественные отклонения могут вызвать умственную отсталость, которая значительно осложнит жизнь. Замедлить развитие могут даже небольшие проблемы с одним из типов памяти. Все это становится причиной проблем с обучением и других трудностей.

При появлении проблем нужно обязательно обращаться к доктору, чтобы своевременно заняться лечением и исключить риск развития более тяжелых осложнений. Для детей, имеющих психологические и физические отклонения, потребуется консультация специального врача. Дефектолог определит характер проблемы и назначит все необходимые обследования, а также даст направление к психологу, если будет необходимость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector