Рассчитать календарь скачков роста и развития у грудничков

Содержание:

Как помочь ребёнку

Для родителей это время сложное в физическом и эмоциональном плане. Постоянные капризы, бессонные ночи сильно выматывают, требуют терпения. Ребёнок в это время очень нуждается в матери. Её присутствие помогает ему успокоиться. Женщина должна больше носить его на руках, не оставлять одного. Если нет возможности находиться рядом, то разговаривать, чтобы младенец постоянно чувствовал присутствие родного человека.

Не рекомендуется во время скачков роста отучать малыша от груди. Наоборот, следует чаще прикладывать его к груди. Даже если он не будет кушать, это поможет легче пережить стресс. При повышенной возбудимости нужно успокаивать малыша. Если не получается взять его на руки, можно в положении сидя положить его на сгиб локтя. В таком состоянии он будет слушать биение сердца, и успокоится.

Нужно найти способы отвлечь ребёнка. Можно петь песенки, качать на ручках, показывать новые картинки, включать музыку, шум моря, пение птиц, звуки дождя, чаще купать, делать массаж. Хорошо помогают прогулки. Можно поменять привычный маршрут, познакомить ребёнка с новыми друзьями, вывезти его на природу. Смена обстановки будет на пользу всей семье.

Кризис первого года жизни ребенка. Почему дети капризничают?

В этот период окончательно формируются все способности ощущать физическое и психическое. Ребенок начинает видеть, с возрастом все четче. Учится различать отдельные объекты, запоминает голоса мамы и папы, учится улыбаться, хмуриться, использовать появляющиеся зубки – в целом, так создается его базис как полноценной личности.

Вместе с ростом ребенка растет и его мозг. Появляются новые нейронные связи, мозг излучает новые волны и, таким образом, обучается чему-то прежде неизвестному. Существует несколько так называемых скачков развития, в которые младенец растет психически. Это не связано с появлением у него зубов, подрастанием на несколько миллиметров или прочими внешними проявлениями роста. Психическое развитие происходит в мозге. В свое время ученые, проследив за развитием множества младенцев, выделили определенные недели таких скачков и расписали, что именно в них происходит.

К примеру, на восьмой неделе после рождения ребенок начинает видеть не просто цельные объекты, но и узоры на них. Обои, одеяльце, кроватка, одежда – в его глазах буквально каждый предмет начинает выглядеть совершенно по-другому. Представьте, что однажды вы проснулись, а планета стала выглядеть иначе. При этом вы еще не связываете внешний вид предметов с их предназначением. То есть вы не можете сказать, что вот это шкаф, потому что внутри него одежда, хоть он и выглядит непривычно. Нет, для вас вся планета – новая, вы не представляете, что происходит, куда делось все привычное и как теперь жить. Мало какой человек не начнет паниковать в такой ситуации. Вот и младенцы, у которых только что перевернулся целый мир, становятся капризными.

Каждый скачок развития характеризуется повышенной плаксивостью. Это волнует многих родителей: кто-то думает, что их младенец вырастет вредным; кто-то считает, что он заболел

Малышу же просто необходимо повышенное внимание мамы. Он только что познал новую грань мира, он только что смог увидеть или сделать чуть больше, чем мог до этого

Это не увлекательно, младенец еще не способен осознать понятие увлекательности. Для него это очень сложно. Дети пугаются таких открытий и инстинктивно тянутся к единственному, что в этом мире осталось привычным и неизменным – к маме.

Как помочь малышу в период скачка роста

Создайте физиологичный режим , чтобы не допускать переутомления. Сделайте ритуал перед сном продолжительнее. Крохе нужно больше времени на расслабление и засыпание

Включите в ритуал больше телесного контакта: ношение на руках, объятия, поцелуи.
Обеспечьте полноценный отдых —  во сне происходит активное развитие и рост маленького организма.
Тренируйте новые навыки во время бодрствования и хвалите за каждое достижение.
Уделяйте больше внимание малышу в течение дня, чтобы ночью он его не восполнял дополнительными подъемами на укачивания и кормления. Прежде чем давать грудь или бутылочку, проверьте признаки голода у ребенка

И если он сыт, используйте другие способы успокоения: заново запеленайте, включите белый шум,пошикайте.

Календарь кризисов развития ребенка до года

В графическом отображении он выглядит следующим образом:

  1. Солнышками отмечены самые спокойные периоды развития.
  2. Белые и серые недели – исследование и применение новых навыков, возможны конфликты и капризы.
  3. Черные недели – активное развитие очередного скачка.
  4. Тучки – самые сложные недели.

1 скачок. 5 неделя.

Что нового:

Улучшенный обмен веществ и органы чувств; максимальная видимость увеличивается с 20 до 30 см; появляется улыбка и слезы.

Что делать:

уделять повышенное внимание;
больше физического контакта;
лучше, чтобы он спал не один; позволять ребенку разглядывать то, к чему он проявляет интерес; с помощью смеха определить, от чего малыш в восторге, и радовать его этим;
чаще беседовать с ним;
делать паузы в играх (младенцы быстро устают, но также быстро и восстанавливаются).

2 скачок. 8 неделя.

Что нового:

Ребенок начинает различать объекты, которые до этого воспринимал как единое целое; сам держит головку, переворачивается, двигает ручками и ножками, исследует собственную мимику; трогает и бьет игрушку (это подготовительный этап перед тем, как научиться хватать ее); проявляет интерес к движущимся объектам; с удовольствием слушает и издает звуки.

Что делать:

  1. чаще хвалить;
  2. показывать поближе то, к чему он тянется;
  3. смыкать его ладони вокруг игрушки;
  4. реагировать на голос ребенка и «поддерживать разговор»;
  5. разнообразить его окружение (в окружении одних и тех же объектов он заскучает).

3 скачок. 12 неделя.

Что нового:

Теперь малыш умеет совершать плавные переходы из одного состояния тела к другому; из одной интонации голоса к другой; видит комнату полностью и может переходить от слежения за отдельным объектом к полной панораме.

Что делать:

слушать ребенка и демонстрировать внимание к его лепету;
читать ему сказки с переходом интонаций;
показывать разные по структуре материалы и описывать их разными голосами;
повторять звуки ребенка – это мотивирует его продолжать развивать речевой аппарат; показывать ему плавные движения.

4 скачок. 19 неделя. 

Что нового:

Ребенок учится совершать сложные движения (не только схватить игрушку, но и повертеть ее, погладить, подергать); теперь он не только следит за событиями, но и хочет на них влиять; может начать учиться ползать; издаваемые звуки становятся сложнее.

Что делать:

все так же поощрять,
развлекать,
уделять внимание.

5 скачок. 26 неделя. 

Что нового:

Заметно лучше координация тела; ребенок научился осознавать понятие дистанции; теперь он понимает, что мама может уйти далеко-далеко (а это очень пугает).

Что делать:

  • дать ребенку больше пространства и возможностей преодолевать расстояния между ним и желаемым;
  • не уходить надолго, оставлять ребенку возможность ползти за мамой.

6 скачок. 37 неделя.

Что нового:

Осознание категорий; ребенок может выделять группы предметов в одну общую (банан, морковка, слива = еда).

Что делать:

  1. ввести в игру тактильную доску со звонками, веревками и прочими интересностями; много гулять;
  2. переодевать ребенка перед зеркалом;
  3. называть предметы, на которые показывает малыш;
  4. учить использовать голос, чтобы задавать вопросы (спрашивать вместо него);
  5. играть в догонялки и прятки.

7 скачок. 46 неделя.

Что нового:

Малыш осознает, что такое последовательность (чтобы сложить пирамидку, надо сделать это, это и это).

Что делать:

  • при переодевании малыша просить его помочь вам;
  • пусть он сам причешется и умоется;
  • перестать кормить с ложечки, учить его есть самостоятельно.

8 скачок. 55 неделя.

Что нового:

Ребенок понимает задачи, то есть то, что для достижения нужного результата можно использовать разные способы.

Что делать:

  1. позволить малышу помогать вам с уборкой, готовкой или походом в магазин (только если ему это нравится!);
  2. играть в поиск предметов.

9 скачок. 64 неделя.

Что нового:

Ребенок умеет строить планы и стратегии; умеет выбирать наиболее удобную для достижения цели манеру поведения; более самостоятелен.

Что делать:

  • обучить его понятиям «мое» и «твое»;
  • вести переговоры с помощью «да» и «нет»;
  • обучить правилам поведения.

10 скачок. 75 неделя.

Что нового: 

Малыш осознает понятие системы (семья, общество, либо более конкретные: машина, часы); у него формируется совесть; он понимает, что его действия ведут к последствиям; становится менее эгоцентричным; тестирует границы дозволенного.

Что делать:

  1. поощрять хорошее поведение;
  2. показать ему различные системы и объяснить их устройство;
  3. очертить границы разрешенного.

Как вести себя родителям

Из всех живых существ, населяющих нашу планету, самым беспомощным при рождении оказывается человек. Только человеческий детёныш нуждается в родителях сильнее всех и в течение самого долгого периода времени. Всем своим поведением он сигнализирует о своих потребностях.

Но и родители должны уметь распознавать эти сигналы. Задача родителей заложить чувство безопасности и базовое доверие к миру. Благодаря доверию ребёнок будет чувствовать себя счастливым и защищенным, и только оно придаст ему уверенность.

Чтобы помочь новорожденному менее болезненно пройти кризис, можно придерживаться следующих рекомендаций:

 соблюдать комфортный температурный режим в комнате малыша;
 кормить малыша по требованию до сытости;
 разговаривать с ребёнком ласковым тоном во время кормления, купания и в процессе переодевания;
 окружить спокойствием, вниманием и теплотой;
 делать массаж и гимнастику;
 во время купания использовать какую-нибудь основу, чтобы малыш её чувствовал и не испытывал чувства незащищенности и тревоги;
 в дизайне комнаты новорожденного использовать светлые пастельные тона, яркие цвета добавлять очень дозировано и постепенно;
выстроить режим дня и соблюдать его.

Как пользоваться календарем кризисов

Календари кризисов бывают 2 типов – общие и индивидуальные. Общий календарь подразумевает понедельную схему наиболее вероятных изменений в поведении ребенка, исходя из человеческой физиологии. Наиболее трудные периоды становления личности наблюдаются у всех людей примерно в одном возрастном промежутке.

Если ребенок родился недоношенным и роды состоялись, например, за 2 недели до предполагаемой даты, отсчет необходимо вести, начиная с дня, на 2 недели позже исходной точки. Во втором случае, при использовании индивидуального календаря кризисов, расчет скачков будет более точным, так как формируется с учетом даты рождения маленького человека. Составить такой календарь можно онлайн, с помощью бесплатных сервисов в интернете.

Например, изображенное солнце на 21 неделе жизни ребенка, рожденного 8 января 2017 г., свидетельствует о том, что грудничок в этот период проявит себя с «солнечной» стороны, в то время как туча на 12 неделе предупреждает родителей о начале кризисного этапа.

Таблица норм прибавки веса и роста

С 70-х годов прошлого века все развитые страны для оценки нормы развития новорожденных детей использовали справочные показатели, принятые ВОЗ. В них указывалось, сколько должен весить новорожденный в разные этапы своей жизни и какова норма прибавки веса и роста по месяцам. Однако считалось, что данные, приведенные в этих рекомендациях, не совсем верны. Поэтому на протяжении практически 30 лет собиралась статистика развития почти 10 тысяч детей из стран с разным климатом и экономическим уровнем.

Исследователи в своих изысканиях обращали внимание на параметры соотношения длины и массы тела, в течение всего периода изучая, сколько весят младенцы при рождении, каковы прибавки роста и набор веса по месяцам. Показатели эти собирались у изучаемых детей до достижения ими возраста 5 лет

На основании этой поистине скрупулезной работы членов ВОЗ была создана таблица норм прибавки веса и роста детей. Она опубликована в 2006 году, и данные в ней делятся по половому признаку, поскольку развитие девочек и мальчиков несколько различается.

Развитие любого грудничка оценивается по этой таблице. Педиатр будет измерять на каждом приеме длину тела вашего новорожденного и его вес, сравнит с данными предыдущего взвешивания и оценит, каким получился набор за период. Доктор обязательно сравнит, сколько должен весить младенец по статистике ВОЗ. В случае несоответствия, врач подскажет, как следует скорректировать режим и объем питания, если вес вашего грудничка далек от нормы.

Как помочь ребенку

Чтобы помочь маленькому человеку как можно быстрее преодолеть скачок развития, детские психологи рекомендуют родителям:

  • Правильно расставлять приоритеты. Отодвинуть на второй план приготовление еды и мытье полов, максимальное количество качественного времени посвятив своему ребенку.
  • Давать грудничку как можно больше тактильного контакта. Носить на руках, обнимать, целовать, гладить.
  • В моменты повышенной тревожности ребенка напевать спокойную мелодию и нежным тембром голоса уверять его, что все хорошо, ведь «его взрослый» рядом.
  • Восполнять собственный энергетический ресурс. При его истощении взрослые сами становятся раздражительными, эмоциональными и неспособными дать ребенку, переживающему сложный жизненный этап, стабильность.
  • Сменить обстановку или различными путями в меру насыщать подрастающего человека положительными эмоциями. Например, с 2-месячным ребенком целесообразно провести время всей семьей на природе, а годовалого больше порадует общение со сверстниками или игра в развлекательном центре.

Несмотря на то, что понимание взрослыми психических и физиологических процессов, происходящих в организме детей в кризисные периоды, может минимизировать стресс для обеих сторон, важно помнить о том, что каждый ребенок развивается по «индивидуальному плану». Эта мысль также объясняет и то, что подбирать способы оказания психологической помощи маленькому человеку на таких этапах родители должны исключительно с учетом особенностей характера ими любимого грудничка

Эта мысль также объясняет и то, что подбирать способы оказания психологической помощи маленькому человеку на таких этапах родители должны исключительно с учетом особенностей характера ими любимого грудничка.

Таблица скачков роста для грудничков до года

Большинство деток рождается с ростом от 48 до 52 см. Мальчики обычно немного больше, чем девочки. Скачки роста отмечаются у обоих полов примерно в одно и то же время.

Изменение роста по месяцам

В таблице приведены средние значения увеличения длины тела малышей до года. Приведенные данные не стоит воспринимать как точное расписание, однако существенные отклонения от указанных значений могут рассматриваться как повод к обращению к педиатру.

Скачки роста грудничков по месяцам

Возраст, мес. Мальчики, см Девочки, см
1 54,5 53,4
2 57,7 56,9
3 61,3 60,2
4 63,8 62,1
5 66,9 63,9
6 67,7 66,6
7 69,6 67,4
8 71,2 69,8
9 72,8 70,6
10 73,9 72,1
11 74,9 73,6
12 75,7 74,8

Из таблицы видно, что самый резкий скачок роста приходится на первый месяц жизни ребенка. Он за три-четыре недели может прибавить около 3 см в росте. Следующий существенный скачок приходится на интервал между 4 и 5 месяцами для мальчиков и 5-6 месяцев – для девочек.

Как рассчитать кризисную неделю от даты рождения

С помощью специальных онлайн калькуляторов можно рассчитать даты, на которые выпадут особенно кризисные моменты. Зная номера сложных недель, можно легко самостоятельно посчитать и составить свой календарь эмоциональных расстройств.

Интересно! Если ребенок родился раньше или позже срока, с разницей больше недели, тогда отсчет необходимо начинать не от дня рождения, а от предполагаемой даты родов, которую доктор ставил во время УЗИ.


Мамина поддержка

Календарь и симптомы скачков роста у грудничков помогут маме грамотно отделять тревожные сигналы недомогания от кризисов, связанных с развитием ребенка. Рассчитывая номера непростых недель, мама должна за первый день такой недели принимать не понедельник, а тот день, в который родился ребенок. Если малыш появился на свет в четверг, значит, с четверга по четверг будет длиться кризисная неделя.

Самыми напряженными считаются следующие номера недель:

  • 5;
  • 8;
  • 12;
  • 19;
  • 26;
  • 37;
  • 46

Принимая во внимание расчет критических периодов, мама сможет адекватно реагировать на внезапную смену настроения своего грудничка. Расшифровка поведения младенца облегчит мамин труд в поисках лекарства от грусти и поможет ей самой успокоиться

Только счастливая и уверенная в себе мама может обеспечить своему малышу здоровый рост и развитие.

Восьмой скачок роста — самостоятельный поиск решений

51–55-я недели

Лейтмотив: «Я знаю как»

Что теперь умеет малыш:

  • находит собственные подходы к решению каких-либо задач;

  • понимает, что такое стирать, звонить, одеться, сесть за стол, сходить в магазин;

  • знает, что достичь этого можно разными путями.

Особенности поведения

Большинство детей требуют внимания, постоянных занятий. У малыша может резко меняться настроение. Он уходит в себя, задумывается, мечтает, может уставиться в пустоту

Или, напротив, вредничать, привлекать к себе внимание непослушанием, особенно когда вы заняты. Может разозлиться, если запрещаете что-то

Что делать родителям?

Дайте ребенку возможность выполнять с вами «взрослые» дела: накрывайте на стол, доставайте продукты, просите что-то принести. Ребенка хорошо успокаивает вода — дайте ему возможность с ней повозиться: разрешите помыть посуду, искупать куклу, игрушку.

Совет психолога:

Каприз — это целенаправленное поведение, направленное на получение результата, когда малыш знает, что должен вести себя хорошо, но ведет себя плохо. После года у ребенка могут появляться первые признаки негативизма.

Девятый скачок роста — время принципов

60–64-я недели

Лейтмотив: «Я сам!»

Что теперь умеет малыш:

  • обретает способность обнаруживать и применять свои «принципы»: он не следует программе, но создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее;

  • учится кувыркаться, взбираться;

  • держит карандаш;

  • подражает каким-то действиям;

  • дурачится, корчит рожицы.

Особенности поведения

Он может требовать: хочу так делать и буду. Устраивает истерики, настаивает, чтобы считались с его интересами

Ноет и привлекает к себе внимание. Изучает реакции окружающих на свое поведение

Хочет быть самостоятельным, делать все сам, но не всегда понимает как. Проверяет состоятельность понятий «да» и «нет».

Что делать родителям?

Постарайтесь не мешать ему, давайте ему возможность пробовать и принимать самостоятельные решения. Если малыш ведет себя агрессивно, объясните, что вы этому не рады. Ведите с крохой переговоры. Объясняйте границы дозволенного, понятия «да» и «нет», учите им следовать.

Совет психолога:

Вариант нормы начала ходьбы — с 7 месяцев до 1 года 4 месяцев

Если этого не произошло сейчас, стоит обратить внимание, показать малыша специалисту

Периодичность скачков роста

Скачки роста у детей до года – это периоды, в которые родители отмечают существенные изменения в поведении и умениях малыша. С каждой мамой бывало так, что она однажды утром просыпалась и понимала, что сегодня ребенка будто подменили – он не дает ей отойти надолго, требует игрушку или не помещается в любимый комбинезон. Перед каждой новой ступенью развития организм набирает силы и копит потенциал, чтобы в какой-то момент удивить себя и родителей новым умением.

В течение первого года жизни может наблюдаться до 7 скачков развития у ребенка:

  • С первым родители столкнутся сразу после завершения периода новорожденности – после 28 дня жизни;
  • Второй раз малыш поменяет поведение и станет немного другим в 2 месяца;
  • К середине 3 месяца произойдет еще один сачок, который не останется незамеченным;
  • В 5 месяцев мама станет замечать, что гулять с малышом стало сложнее. Это самый сложный четвертый скачок. Он возникает, потому что малыш уже хорошо держит головку и хочет сесть, но пока еще не может, отсюда яркий кризис;
  • Пятый скачок наступит сразу после того, как грудничку исполнится полгода;
  • В шестой раз наступит кризис после 8 месяцев, когда малыш уверенно сядет и начнет воспринимать мир в вертикальной плоскости;
  • Самый последний, седьмой скачок, наступает, когда ребенку исполняется 10 месяцев. В этом возрасте почти все дети умеют стоять и уже пробовали делать первые шаги, но уверенно ходить пока не могут, что становится причиной нервных кризисов.

Если мама ведет дневник развития малыша, в ее записях сам собой образуется календарь скачков развития ребенка, основанный на заметках о том, что в определенные дни малыш был особенно нервным без видимых причин.


Малыш расстроился

Важно! Взрослым не следует срываться на малышей. Повышенная капризность никак не связана с порчей характера

Дети сами страдают от того, что их психика претерпевает резкие изменения, поэтому в такие моменты крохи нуждаются в поддержке и заботе еще больше.

Кризис ребенка в 6 лет

Этот кризис появляется в связи с новой ролевой моделью в жизни ребенка. Теперь ему пора в школу, к которой он может оказаться психологически не готов.

В шесть лет дети разделяются на два типа:

  •  Готовы к обучению, любят познавать новое. Дома им скучно, хочется новых знакомств, знаний, впечатлений. В этом случае школа станет избавлением от кризиса.
  • Любят игры и не готовы переходить на новую форму обучения. Для некоторых шестилеток это слишком ранний возраст, чтобы идти в школу. Возможно, стоит подождать до семи.

Что делать?

Предоставьте малышу больше свободы выбора там, где он чувствует себя в своей тарелке. Пусть дома сам выбирает одежду из предложенной, или еду из неких вариантов. Пусть решение поздравить кого-то с днем рождения будет его собственным, а не потому что «надо». Убедитесь в том, что задачи, которые вы поручаете ребенку, он может выполнить. В противном случае в дальнейшей жизни он будет бояться браться за что-то новое.

Как определить период скачков роста и развития

Скачки роста у грудничков проще преодолеть, если родители по ряду признаков смогут их распознать:

  • Усиление аппетита грудничка. Несмотря на уже налаженный режим кормления, ребенок в этот период вдруг начинает хаотично требовать еду. При чем он не всегда съедает свою норму, а чаще всего потребляет лишь 1/3 от всей порции, размер которой определяется возрастными рекомендациями педиатров.
  • Изменения в распорядке дня и сопутствующие им нарушения режима сна. В зависимости от характера грудничка, в период скачков развития он может начать дольше и чаще спать или, наоборот, его сон на время может стать прерывистым и коротким.
  • Подрастающий человек становится более капризным

    , требует непрерывного внимания и чаще плачет. Такие изменения в состоянии ребенка связаны не только с тем, что большую часть времени он остается неудовлетворенным своим состоянием – голод и нехватка сна, например, но и с возможным наличием болезненных ощущений в суставах и костях. Скачки развития сопровождаются активным ростом тела детей, что провоцирует дискомфорт, а при недостатке витаминов в детском организме, острые приступы боли.

  • Появление нового навыка. При чем не всегда новое умение будет очевидным для родителей. Например, когда подрастающий человек научится различать весь спектр цветов и форм на любом расстоянии, для матери он остается на прежнем этапе развития, в то время как фактически он будто рождается заново, открывая для себя окружающий мир.
  • Изменение длины ног и увеличение размера ладоней. Такие изменения являются наиболее характерными для грудничков в периоды скачков развития. Среди других физиологических изменений, свойственных этим этапам, также называют сужение суставов, расширение плеч (у мальчиков) и увеличение размеров бедер (у девочек).

В противном случае такие изменения в состоянии грудничка свидетельствуют не о его росте, а начале болезни или нехватке грудного молока (если мать приняла решение не докармливать ребенка искусственной смесью).

Длительность и периодичность скачков

Период активного роста также характеризуется изменениями в работе головного мозга. С каждым разом мозговые волны становятся все активнее. Другие процессы в коре также начинают занимать меньший промежуток времени. Некоторые ученые сравнивают такое настроение с предменструальным циклом у женщины. В этот период в ее организме происходит гормональная перестройка. Она принимает все решения за счет эмоций. Именно поэтому у женщины можно наблюдать сильное раздражение и плаксивость. Далеко не все решения можно назвать разумными. Однако если речь идет о взрослой женщине, то она вполне может взять ответственность за свои поступки. Новорожденный еще не обладает таким опытом, поэтому не может опираться на разумные доводы.

Взрослая женщина уже научилась правильно излагать свои мысли и контролировать чувства. Ребенок находится в таком возрасте, когда все незнакомое кажется ему опасным и страшным. Именно поэтому он стремится больше времени проводить на руках у матери. Это место кажется ему наиболее надежным и безопасным. Составить точный план по месяцам невозможно, ведь каждый малыш имеет свои особенности.

Период скачка может продолжаться от нескольких дней до недели. Также он характеризуется относительной внезапностью. Невозможно точно спрогнозировать его начало и конец. После нескольких дней капризов хорошее настроение возвращается к малышу, и он продолжает вести себя как прежде. Мамочка, безусловно, обрадуется возвращению своего идеального ребенка.

Младенец начинает хорошо кушать, спать и играть. Однако после окончания нового кризиса родители могут заметить у своего крохи приобретение нового навыка, который останется у него на всю жизнь. К примеру, после такой «встряски» грудничок начинает улыбаться, сидеть или держать голову. Позже ему потребуется еще определенное время на закрепление и совершенствование новых знаний.

Календарь скачков роста станет полезным всем родителям. Благодаря ему они смогут понять своего кроху. Это дает возможность также подготовиться морально и не реагировать на очередные капризы

Ученым удалось установить, что в течение первого года жизни и ребенка наблюдается восемь кризисов. Такие встряски не по плечу даже многим взрослым, однако детки гарантированно с ними справятся. Явные изменения наблюдаются в течение первого полугода жизни. Далее их появление можно заметить только в редких случаях. После 12 месяцев следующий кризис ждет родителей только в три года.

Данный календарь нельзя воспринимать как данность. Его также сложно применять для тех детей, которые появились на свет раньше срока. В таком случае к каждой дате следует прибавить примерное количество дней, которое оставалось до планируемой даты рождения. Встречаются также детки, которые предпочитают подольше посидеть в животике у мамы. Для вычисления времени их предполагаемых кризисов, следует отнять разницу.

Календарь скачков роста у ребенка:

  • 4-5 неделя.
  • 8-9 неделя.
  • 12 неделя.
  • 15-19 неделя.
  • 23-26 неделя.
  • 34-37 неделя.
  • 42-46 неделя.
  • 51-52 неделя.

Если период указан в диапазоне, то это совсем не означает, что скачок роста продолжается на его протяжении. Именно в это время у детей зафиксированы глобальные изменения.

Что такое скачки роста и в какой период они наблюдаются

Скачками роста в педиатрической практике называют своеобразные кризисные периоды у детей, сопровождающиеся стремительным развитием как с физиологической, так и с психологической стороны. На каждом из этих этапов наблюдается увеличение нейронных связей и повышение интеллектуальных способностей ребенка.

В первый год жизни младенцы развиваются очень быстро. Организму требуется для этого множество ресурсов. Именно поэтому и происходят такие скачки развития. Многие знают фразу: «Малыш растет не по дням, а по часам». Научно доказанный факт, что кроха может вырасти на ночь сразу на несколько сантиметров. Это явление врачи и называют скачками роста.

Физиологическое развитие детей до года

Стремительное развитие можно легко связать с календарем скачков роста у детей до года. Всего за год груднички вырастают более, чем на 20 см. Стремительно увеличивается обхват головы, по которому можно судить о том, насколько быстро растет мозг ребенка.

Физическое развитие детей первого года жизни

Возраст, мес. Приобретенные физические навыки Отличительные черты возраста
1 В этом возрасте заканчивается период новорожденности, ребенок больше не концентрируется на безусловных рефлексах. Он учится поднимать голову, лежа на животе. Ребенку открывается окружающий мир. Он осознает, что, кроме его личных потребностей, есть свет и тьма, тишина и звуки. Это новшество становится толчком к первому кризису.
2 Удерживать голову ребенку удается дольше, он начинает понимать, откуда исходит громкий звук, и поворачивает в его сторону голову. Первая осознанная улыбка говорит о том, что начинает развиваться психоэмоциональное восприятие мира.
3 Малыши, лежа на животе, начинают пробовать приподниматься на руках, переворачиваться со спины на живот и обратно. Любые неудачные попытки будут настоящей катастрофой для грудничка.
4 В этом возрасте дети учатся брать некрупные предметы и тянуть их в рот. Возраст большим количеством нервных срывов не отличается.
5 Впервые ребенок пробует занять вертикальное положение, опираясь на подушки или локти. Отмечается резкая смена настроения малыша, связанная с нежеланием лежать на спине.
6 Существенно снижается продолжительность сна, ребенок может сидеть с опорой. Перестройка режимов сна и бодрствования, а также стремление постоянно сидеть не могут пройти бесследно для психики малыша.
7 Умение брать игрушки вносит существенное разнообразие в досуг ребенка. Грудничок чаще спокоен, чем раздражен.
8 Навык вставать с опорой увлекает ребенка, и он не устает тренироваться снова и снова. Попытки ходить приставным шагом у опоры не всегда венчаются успехом, что существенно расстраивает малыша и нередко становится причиной истерик.
9 Уже отчеканенный приставной шаг становится основным занятием. Большую часть времени ребенок доволен. Он наслаждается умением вставать и передвигаться в вертикальном положении.
10 Наскучивший приставной шаг хочется превратить в передвижение без опоры. Неудачные попытки порождают громкие истерики.
11 В этом возрасте дети тренируют прямохождение. Обычно этот возраст не включает каких-либо кризисных моментов.
12

Важно! Каждый скачок роста у грудничков календарь не может точно предсказать. Нельзя забывать о том, что все малыши индивидуальны и развиваются с некоторыми отклонениями от общепринятых сроков

Психоэмоциональное развитие малышей

Новорожденный проводит большую часть времени во сне, его почти не беспокоят звуки. Разбудить ребенка может только резкий громкий звук или яркий свет, направленный прямо на закрытые веки.

В 1 месяц детки начинают видеть окружающий мир, с помощью движения глазных яблок следить за медленно движущимися предметами.

В 2 месяца дети понимают режим сна и бодрствования, у них получается его придерживаться. Первое эмоциональное проявление в ответ на внешние факторы можно заметить именно в этом возрасте.

Первая улыбка

Трехмесячный малыш начинает узнавать свою маму не только по запаху, но и внешне. Ребенка привлекают игрушки.

В 4 месяца дети дольше могут играть самостоятельно, если игрушки расположены близко. Малыш не боится оставаться один, некоторое время может спокойно проводить наедине с яркими предметами.

В 5 месяцев дети хорошо понимают интонацию взрослых, а также узнают себя в зеркале.

Полугодовалый малыш реагирует на свое имя и пробует произносить первые слоги.

С 7 до 8 месяцев развивается способность различать знакомых людей и чужих. Поэтому дети этого возраста неохотно идут на ручки к незнакомым родственникам.

В 9-10 месяцев дети легко узнают бабушку или маму среди людей и могут выразить свою радость, помахав им.

После 11 месяцев ребенок понимает слова-запреты, которые могут его сильно расстраивать. Если он слышит, что ему нельзя что-то трогать или делать, расстройство может оказаться слишком эмоциональным и привести к истерике.

Что такое скачки роста, особенности состояния

Скачки роста у грудничков – это бесконтрольная кардинальная смена поведения ребенка, его режима дня и способа взаимодействия со «своим взрослым», происходящая с определённой периодичностью. Такие этапы формирования личности подрастающего человека также называют скачками развития.

Это связано с тем, что основными причинами возникновения таких изменений являются:

  • приобретение грудничком новых навыков;
  • стремительное физическое развитие ребенка;
  • смена психологического климата в семье.

Стремительное физическое развитие детей до года является одной из причин возникновения кризисных периодов, так называемых «скачков роста»

Если 2 первые причины возникновения скачков можно считать естественными, то изменения в семейной обстановке носят для психики ребенка скорее негативный характер, несмотря на развитие его нервной системы в результате преодоленных обстоятельств.

Физическое и психическое становления личности происходит скачкообразно. Резкие изменения провоцируют эмоциональный всплеск, справиться с которым грудничку на первом году жизни может потребоваться от 7 до 21 дня.

Во время перехода на новый этап развития ребенок ощущает себя:

  • Тревожно. Например, когда на 8 неделе грудничок начинает идентифицировать узоры, он может по началу пугаться окружающих предметов.
  • Эмоционально нестабильно. От переживаемого стресса он то плачем, то смеется.
  • Одиноко. Во время скачков роста дети в абсолютном большинстве случаев начинают проверять на прочность связь со своими родителями, требуя от них больше тактильного и эмоционального контакта.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector