Понятие и формирование консолидированного бюджета

Понятие и формирование консолидированного бюджета

Консолидированный бюджет – это некий свод бюджетов нескольких уровней на одной территории. Он широко применяется для проведения анализа и расчетов, составления прогнозов. В Российской федерации подобный бюджет является соединением консолидированного и федерального бюджетов.

Бюджет страны концентрирует в себе ресурсы государства и его муниципальных образований. Средства помогают финансировать обязанности органов местного самоуправления. Таким образом, осуществляется контроль использования средств, поступающих в бюджет.

Понятие консолидированного бюджета

Новое понятие возникло в далеком 1991 году. Оно явилось частью Закона, который был призван рассмотреть устройство бюджета в стране. Суть понятия заключается в объединении бюджетов нескольких уровней. В него входят бюджеты субъектов страны, а также общий бюджет федерального уровня.

Понятие «бюджет» рассматривается в нескольких смыслах:

  • В юридическом плане оно представляет собой форму образования, расходования денег, служащих для обеспечения главных функций государства и его задач, а также задач местного самоуправления;
  • В экономическом смысле — это совокупность определенных отношений, связанных с распоряжением государственным денежным фондом, который является централизованным;
  • Бюджет, как правовой акт, — это план государства по распоряжению основным фондом.

КБ конкретных субъектов состоит из местных и региональных бюджетов. Отличительная черта консолидированного бюджета РФ заключается в том, что его не рассматривают и не утверждают органы власти. Подобные показатели объединяют понятия, отражающие информацию о расходах страны и ее доходах. Нельзя не подчеркнуть, что консолидированный бюджет не всегда может отражать данные о доходах и расходах, но в нем отражено, из каких источников поступили доходы и на что они были потрачены.

Главным отличием КБ принято считать его весомое значение при планировании государственного бюджета. Он дает возможность определить состояние бюджета на текущий момент, внести коррективы, которые помогут устранить недостатки. Информация из КБ используется, чтобы определить способы обмена деньгами в сфере межбюджетных отношений. В этих отношениях участвуют фонды РФ.

Когда рассматриваются межбюджетные отношения, учитывается тот факт, что финансы, поступающие из Федерального бюджета в нижние уровни, для субъекта определяются как доход, а для Федерального бюджета они будут расходом. Расходы КБ подвержены влиянию различных факторов, к ним можно отнести непредвиденные ситуации, техногенные и экологические катастрофы, а также экономический кризис.

Виды консолидированного бюджета

Структура консолидированного бюджета

Консолидированный бюджет имеет свои особенности и основные преимущества, они будут рассмотрены в статье.

Дело в том, что консолидированный бюджет подразделяется на следующие разновидности:

  • Федеральный бюджет;
  • Консолидированный бюджет конкретного субъекта.

КБ каждого субъекта РФ включает в себя бюджет субъекта и свод бюджетов образований муниципального характера, расположенных на его территории. Структура КБ РФ состоит из бюджета всех субъектов РФ и федерального бюджета. Прогноз КБ всегда составляется Министерством финансов страны, которое также разрабатывает отчет о его исполнении.

Бюджеты муниципального вида являются одной из составляющих КБ. Главная задача органов власти местного самоуправления состоит в разрешении вопросов, касающихся распоряжения имуществом, а также муниципальной собственностью. Местные органы самоуправления наделены правом:

  • Устанавливать налоги и сборы на местах;
  • Самостоятельно формировать собственный бюджет;
  • Управлять собственностью, относящейся к муниципальной;
  • Охранять имущественный порядок;
  • Решать всевозможные вопросы, возникающие на местном уровне.

В структуру входит доходная, а также расходная часть. Все поступающие доходы являются безвозмездными и невозвратными, а расходы обеспечивают основные задачи государства. Доходы и расходы должны быть равны. Федеральный бюджет и бюджеты гос. фондов разрабатываются как статьи законов.

Значение

Главная отличительная черта КБ заключается в том, что для него не свойственен нормативно-правовой характер, он не утверждается. Основное значение состоит в следующем:

  • Когда субъект получает помощь, которая намного превышает расходы КБ, проверка бюджета осуществляется в обязательном порядке;
  • Виды соц. стандартов государства, их перечень, а также значения прописываются в федеральном законе, они определяются возможностями самого КБ.

Сбалансированность подобного бюджета характеризуется отношением объема ежемесячных расходов на оплату труда ко всем расходам, предусмотренным для бюджета. Определяется отношение расходов на оплату коммунальных услуг по отношению ко всем расходам, соотношение размера доходов с налогов и объема за другие периоды.

Положение №579, утвержденное правительством РФ от 12 августа 2002 года, описывает порядок, по которому распределяются дотации, позволяющие стабилизировать доходную базу КБ субъектов РФ. Обычно дотации распределяются только 30 субъектам. Министерство финансов определяет список субъектов. Оно подписывает протокол с органами исполнительной власти, он связан с оздоровлением государственных и муниципальных средств.

Сущность

Сущность консолидированного бюджета

Бюджетная система страны состоит из нескольких уровней:

  • Федеральный и бюджеты гос. фондов;
  • Бюджеты субъектов. Всего их 89;
  • Местные бюджеты, их число примерно равно 29 000.

Полученная информация дает возможность властям понять, каковы доходы страны, либо отдельно взятых регионов. Она способна играть немалую роль для статистики и определения параметров аналитического характера.

Консолидированный бюджет объединяет бюджетные показатели. Во всех случаях его величина получается путем проведения расчетов. Необходимо подчеркнуть, что такой бюджет находит применение во время планирования, а также анализа главных показателей. Его удельный вес помогает понять, каковы параметры перераспределения, а структура доходов и расходов дает власти возможность увидеть, из каких источников формируется доходная база, определить главные расходы государства, а также их уровень.

Власти не представляют сводное планирование без данных из КБ. Большинство показателей сводного бюджета власти берут именно из этих источников. Данные служат для создания экономико-математических моделей, предназначенных для прогнозирования бюджетов.

Дело в том, что власти страны рассчитывают финансовые ресурсы и расходы на будущее, исследуют связи между объектами доходов и определенными параметрами, касающимися доходов страны, размеров ВВП, объемов продукции валового типа, а также сельского хозяйства. Показатели и параметры подобных бюджетов применяются при расчетах, которые связаны с обеспеченностью граждан страны, территорий. Примером может служить расчет показателей расходов на медицинское обслуживание для одного жителя. Среднебюджетные параметры становятся критериями для анализа состояния отдельно взятой территории страны.

Показатели КБ применяются во время составления баланса сводного типа, а также для прогноза развития федерации (в социальном и экономическом плане). Они важны при расчетах параметров, определяющих обеспеченность населения. Власти наблюдают такие показатели в динамике, ведь они служат индикаторами развития всей федерации или отдельно взятых регионов.

Формирование

Формирование консолидированного бюджета

Дотации всегда распределяются в 2 этапа:

  1. Они распределяются среди субъектов федерации. Само распределение происходит пропорционально расходам консолидированного бюджета по отчету за определенный год. Важно отметить, что расходы целевых фондов, а также капитальные расходы не учитываются;
  2. Распределение происходит в зависимости от того, как субъекты проводят мероприятия по планомерному оздоровлению финансов.

Доходы бюджета представляют собой средства, которые по закону совершенно безвозмездно поступают в органы власти. Эти доходы идут в органы власти существующих субъектов, а также в органы местного самоуправления и федеральные органы власти. Законы относительно бюджета и получаемых налогов позволяют сформировать доходы бюджета страны. Бюджеты из прочих уровней всей системы РФ могут зачисляться в доходы, которые позволяют финансировать централизованные мероприятия, либо служат в качестве перечислений, являющихся безвозмездными.

Имущество государства, либо муниципального образования, позволяет получить всевозможные поступления. Статья 42 БК РФ обозначает принцип использования имущества властью. В доходах бюджетов принято учитывать:

  • Средства, перечисленные от аренды недвижимого имущества, либо от сдачи во владение (временное);
  • Проценты по остаткам бюджетных средств, размещенных на счетах в различных кредитных организациях;
  • Деньги, полученные от передачи государственного имущества под залог, либо в управление на доверии;
  • Оплата, полученная после того, как средства передавались бюджетам иностранных государств, либо местным компаниям;
  • Прибыль поступает от доли уставных капиталов в хозяйственных товариществах, а также в виде дивидендов от акций, принадлежащих субъектам РФ, либо муниципальным образованиям;
  • Определенная часть доходов, оставшаяся после налогов, уплаченных муниципальными предприятиями;
  • Прочие доходы, продуманные законом и связанные с использованием государственного, а также муниципального имущества.

Доходы, полученные от продажи недвижимости, также отправляются в бюджеты и учитываются в полном объеме. Об этом сказано в статье 43 БК РФ. В основном, доходы КБ складываются из налогов, они равны 87% всех существующих поступлений. Бюджет обозначает такие доходы, как средства, которые поступают в него совершенно безвозмездно и не подлежат возврату, что прописано законами РФ.

Применение консолидированного бюджета

Основные характеристики КБ часто применяются во время планирования финансов. Показатели такой разновидности бюджета играют не последнюю роль при определении отчислений в виде налогов. Потом средства отправляются на каждый из уровней бюджета. Данные из КБ помогают понять, каким будет размер будущих дотаций.

Без определения КБ невозможно строить прогнозы, так как главная информация о системе финансов и ее балансе отражаются непосредственно в КБ. Определить равновесие в плане финансов можно при учете доходов бюджета и его расходов.

Сами параметры КБ дают возможность понять, насколько эффективно происходит распределение денег, как обеспечивается финансовый баланс. КБ включает данные, применяемые при планировании на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Расчет, базирующийся на параметрах КБ, помогает спрогнозировать развитие некоторых территорий, с его помощью определяется рост обеспеченности простых граждан. Данные показывают, сколько тратит на нужды каждый человек в стране. Речь может идти о медицинском обслуживании, либо образовании. Показатели демонстрируют уровень обеспеченности людей в разных территориальных единицах.

Без основных расчетов параметров, а также главных показателей КБ нельзя произвести сводное планирование, либо планирование бюджетного типа. Многие данные для сводного баланса берутся именно из консолидированного бюджета. Нередко власти используют показатели КБ для сравнения их с данными других стран. Именно поэтому во время объединения средств важно не допустить погрешностей. По этой причине были разработаны определенные правила, применяемые при консолидации. Строго запрещено:

  • Вести двойной учет во время трансфертов;
  • Суммировать профицит одного бюджета, а также дефицит другого.

Важно понимать, что консолидированный бюджет – это информативная база, которая помогает скорректировать политику самого региона. Она не служит показателем богатства всей территории, а лишь показывает изъятые государством налоги.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий