6 правил монтессори у вас дома

Содержание:

Достоинства и недостатки системы

Невзирая на то, что педагогика Марии Монтессори признана одной из лучших в мире, многие не поддерживают ее идеи. Родителям следует внимательно изучить ее положительные и отрицательные стороны. Плюсы системы воспитания:

детки развиваются самостоятельно, без вмешательства и давления взрослых;
ребята открывают мир опытным путем, что способствует лучшему усвоению материала;
подбирается индивидуальный комфортный темп развития;
малыши учатся уважать личное пространство других;
нет негатива, насилия или критики по отношения к ученикам;
умственное развитие происходит через органы чувств, при этом большое внимание уделяется мелкой моторики;
разновозрастные группы формируются с учетом интересов деток;
такой подход помогает вырастить самостоятельную личность;
ребята с самого раннего возраста учатся принимать решения самостоятельно;
малыши учатся заботиться о других через помощь более младшим ученикам в группе;
развивается навык взаимодействия в социуме, воспитывается самодисциплина.

Недостатков у системы Монтессори меньше, но для некоторых родителей они являются принципиально важными при выборе методики воспитания. Минусами такого подхода к воспитанию являются:

недостаточное внимание уделяется развитию фантазии, креативности, навыков коммуникации;
для дошкольников игра – главный вид деятельности, однако Монтессори считала, что игрушки не дают ребенку пользы для практической жизни;
поступая в школу ученику сложно перестроиться на другой вариант взаимодействия с педагогом;
детки мало знакомятся со сказками, которые дают представление о добре и зле, учат выходить их разных жизненных ситуаций;
ребята, воспитанные по методике Монтессори, иногда с трудом адаптируются к дисциплине традиционной школы;
система не предлагает выполнение физических упражнений, поэтому малышам недостает двигательной активности.

Роль взрослого в системе

 Может сложиться впечатление, что роль взрослого в данной методике незначительна, но это лишь на первый взгляд. Воспитатель должен обладать мудростью, природным чутьем, опытом, чтобы проникнуться системой. Он должен проводить серьезную подготовительную работу по созданию настоящей развивающей среды, а также обеспечивать воспитанников эффективным дидактическим материалом.

 Мария Монтессори полагает основной задачей взрослого помощь ребенку в сборе, анализе и систематизации его (ребенка) собственных знаний. То есть, свои собственный знания о мире взрослые не передают. Подразумевается, что воспитатель должен внимательно наблюдать за действиями малышей, выявлять их интересы, склонности, предоставлять задания разной степени сложности с тем дидактическим материалом, который выберет сам ребенок. При этом предполагается, что взрослый должен находиться с воспитанником на одном уровне – то есть сидеть на полу или на корточках рядом с ним.

 Работа воспитателя выглядит следующим образом. Сначала он следит, какой материал выберет ребенок, или помогает ему заинтересоваться. Затем показывает, как справиться с поставленной задачей, при этом будучи максимально немногословным. После чего ребенок самостоятельно играет, он может ошибаться, но при этом придумывать новые способы использовать выбранный материал. Такая творческая активность ребенка, по мнению Монтессори, позволяет ему совершать великие открытия. Задача взрослого – не мешать этим открытиям, поскольку даже небольшое замечание может сбить с толку малыша и воспрепятствовать его дальнейшему движению в нужном направлении.

Мария Монтессори не занималась методами раннего развития ребенка, а использование этих методов в коммерческих Монтессори — центрах незаконно и, мягко скажем, антипедагогично

В качестве иллюстрации того, как относится Монтессори — педагогика к раннему развитию, приведем отрывок из «Бесед по Монтессори», опубликованных в 1999 году, то есть, книги напечатанной через семь лет после публикации «В пять лет — в пятый класс», и через четыре года после опубликования книги Павла Тюленева «Читать раньше, чем ходить». Вот что пишет «В беседах по Монтессори», автор, директор Московского «Монтессори — центра» К.С. Сумнительный:

«С другой стороны мы не рекомендуем брать ребенка в группу Монтессори раньше 3 лет. Именно этот возраст становится порогом, на котором способность ребенка бессознательно собирать и накапливать в подсознании свои чувственные впечатления, называемая Монтессори впитывающим умом приобретает новые качества, такие как способность, конкретизировать свое ощущение и разделять впечатления. Ребенок активизируется и стремится к осознанной работе. А настойчивого папашу все-таки удалось уговорить, и он отдал своего ребенка в традиционную группу по подготовке к школе».

Отметим, что по педагогической системе Тюленева ребенок к возрасту 3-х лет читает, пишет, считает, сочиняет, пишет диктанты, ведет дневник на пишущей машинке или компьютере уже на уровне 2 — 4 го классов начальной школы.

Таким образом, Монтессори вслед за Руссо, считает состояние мозга ребенка до 3-х лет «сном разума», тогда как Тюленев утверждает совсем другие максимы: «Развиваете до 1 года — воспитываете гения», «Развиваете до 2-х лет — воспитывает талант», «Развиваете до 3-х лет – воспитываете способного ребенка» и т.д.

Нужно отдавать себе отчет, насколько велика разница в этих, диаметрально противоположных подходах. Родителям не лишним будет помнить, что центры раннего развития никакого отношения к Монтессори — педагогике не имеют и не должны иметь, ни методически, ни тем более, юридически. Профессиональным педагогам и воспитателям тоже имеет смысл, образно говоря, пройти переподготовку в АОР, чтобы не оставаться в каменном веке традиционной педагогики или в бронзовом веке Монтессори — педагогики.

Отношение к обществу и сами себе

Сторонники Монтессори пишут: «Так, сообщество Вальдорфцев монолитно и носит черты секты стремящейся всосать в себя весь окружающий мир».

Такое утверждение очень сомнительно, так как дело обстоит как раз наоборот: «вальдорфцы» как изначально непрофессиональные педагоги, а эстетствующие философы, изначально стремились опутать своей «человекомудрствующей» педагогикой только элиту. «Вальдорфцы» не смогли бы выжить столько лет, делая иначе: их воспитанники были состоятельными и не нуждались в особом интеллектуальном развитии: деньги и капиталы богатых родителей позволяли им не пользоваться этой излишней роскошью – интеллектом. В лице воспитанников «Вальдорфской школы» мы имеем дело с подобием аристократов, капиталистов, меценатов, разбирающихся в живописи, искусстве и тому подобное, но которым не ведомы ни математика, ни серьезные естественные науки, и вообще, излишний интеллект вредит.

Всосать в себя весь мир хотят именно Монтессори –педагоги, именно они навязывают родителям волю и позиция профессионала – педагога, что является абсолютно неприемлемым для общества. Как раз родители и борются против такой же всепоглощающей системы в виде традиционной педагогики, которая фактически монополизировала сферу интеллектуального становления детей вот уже более 300 лет. Безусловно, Монтессори — педагогика неизмеримо лучше традиционной, но факт остается фактом: в эту педагогику вошли достижения психологии, социологии, а также представления физиологии первой половины прошлого, 20-го века, не более. Напротив, Тюленев считает, что методы интеллектуального развития детей должны быть прозрачны прежде всего для родителей — заказчиков педагогических услуг и система МИР правильно и научно расставляет акценты в позициях родителей и педагогов. В то же время сегодня, неправомерно втягивая в свои специализированные группы нормальных обычных детей, препятствуя тем самым массовой реализации современных «методов интеллектуального развития ребенка», корректирующая «Монтессори — педагогика» превращается в своеобразный, замкнутый, консервативный профессиональный союз педагогов, отстающих теперь уже не на триста, а «всего — навсего» на сто лет:

«Монтессори же педагоги постоянно объединяются в многочисленные ассоциации и профессиональные союзы, адаптируясь в совершенно разных странах и социальных условиях, стремясь размножить свои сообщества под многими названиями, выходя в этот бурлящий современный мир.» – в этом абзаце руководитель Московского Монтессори – центра вполне исчерпывающе раскрывает планы Монтессори — экспансии.

Логопедический проект по методике Монтессори

  • Система обучения Марии Монтессори позволяет совместить дисциплинированное поведение и свободное перемещение, занимательные игры и учебную работу. Логопеды отмечают эффективность использования материалов Монтессори для обучения детей с проблемами речи.
  • Главное преимущество для детей с особыми потребностями, что метод Монтессори исключает наличие единых правил.
  • Развитие речевого центра опирается на познание окружающего мира через органы чувств. Учебные материалы Монтессори для познания окружающего мира позволяют ребенку самостоятельно выделять признаки, свойства, особенности, связи.
  • Первичные признаки становятся основой для совершенствования речевой функции.

Использование отдельных элементов методики Монтессори помогает сформировать в детях следующие качества:

  • Положительная самооценка и уверенность в своих действиях;
  • Стремление к изучению нового материала;
  • Высокий уровень внимания и концентрации;
  • Самостоятельное принятие решений и умение совершать правильный выбор.

Развитие способностей

Сенсорный и практический материал Монтессори помогает решать следующие задачи:

  • Формирует восприятие на слух;
  • Пополняет активный и пассивный словарный запас;
  • Учит связывать слова в предложения по смыслу;
  • Помогает ориентироваться в окружающей среде;
  • Автоматизирует воспроизведение звуков.

Цитаты Марии Монтессори о воспитании

Тем, кому интересна, методика Монтессори, будет полезно прочитать популярные высказывания Марии Монтессори. Ведь по сути, ее цитаты несут большую смысловую нагрузку и являются дополнительными правилами и принципами.

  • «Каждый ребенок для меня прежде всего личность, не нуждающаяся в обучении. Дети готовы самостоятельно раскрывать свой потенциал, для чего им необходимо правильно организовать пространство».
  • «Я не могу воспитать гения. Но я могу подтолкнуть каждого ребенка раскрыть свои способности и помочь применить их на практике. Помогу обрести свободу в действиях, стать решительнее и ощутить внутреннюю гармонию».
  • «Деятельность, в которой вы заинтересованы, никогда не обессилит вас, а, напротив, добавит энергии».
  • «Для начала сорви пелену со своих глаз, и тем самым поможешь прозреть своему ребенку».
  •  «Контактируя с ребенком всегда следите за своими повадками – станьте достойным примером, продемонстрируйте свои лучшие качества».
  • «Моя задача не обучить детей, а дать им путевку в жизнь».
  • «Проявляйте терпение к пассивной деятельности ребенка, прислушивайтесь к его размышлениям о прошлом и будущем».
  • «Сопровождайте тех, кто пытается действовать, даже если они не имеют четких целей».
  • «Первое понимание, которое должно прийти к ребенку, это разграничение плохого и хорошего».

В чем заключается методика раннего развития детей Марии Монтессори от 6 месяцев — суть и принципы: чем отличается от других методик?

Система Монтессори построена на трех принципах:

  1. В центре внимания всегда находится ребенок.
  2. Ребенка окружает среда, дающая возможность самостоятельно развиваться.
  3. Монтессори-педагог наблюдает со стороны и вовлекается в процесс только по просьбе ребенка.

Обучение по Монтессори – главные отличия от других методик:

  • Работа с разными обучающими материалами исключает соревнование между детьми и сравнение достигнутых результатов;
  • Результат каждого ребенка оценивается индивидуально и не сравнивается с общепринятыми критериями;
  • Детей не принуждают к действию, не поощряют за результат и не наказывают за его отсутствие;
  • Каждый ребенок обучается в комфортном темпе, вправе корректировать длительность обучения;
  • Монтессори=дети самостоятельно формируют направление своего развития и пользуются учебным материалом на свое усмотрение.

Правила

Ключевые обязанности педагогов по системе Монтессори:

  • Педагоги выступают в роли нейтральных наблюдателей за процессом обучения;
  • Не препятствуют самостоятельным действиям ребенка;
  • Позволяют сформировать пространство вокруг себя на усмотрение ребенка, уважают его выбор;
  • Помогают чувствовать, осязать игровые предметы и окружающую среду.

История создания

Система Монтессори появилась на стыке 19-20 веков. Ее автором была итальянский врач и педагог Мария Монтессори.

Мария родилась в 1870 году. Девочка всегда хорошо училась и не готова была ограничиться традиционной для того времени женской карьерой. Сеньорита Монтессори стала первой в Италии женщиной, получившей квалификацию врача. На заре своей профессиональной деятельности Мария работала ассистентом в специализированной клинике для умственно отсталых детей. Именно там она начала применять педагогические принципы, которые впоследствии легли в основу системы Монтессори. Мария приносила заброшенным, одиноким детям «игрушки» – бусины, лоскутки, картонные коробки. Эти предметы пробуждали интерес юных пациентов, и дети буквально «оживали» на глазах. Большое влияние на Марию оказали труды Сегена и Итара, используя дидактические материалы именитых ученых на практике, она убеждалась в том, что детям нужна именно педагогическая, а не психологическая помощь.

В дальнейшем Мария возглавит Ортофренический институт, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе института она продолжит занятия с учениками, еще раз убедившись, что ее методы работают, а дети, обучающиеся по системе Монтессори, демонстрируют отличные результаты.

В 1907 году Марии предложат возглавить «Дом ребенка» – детский сад для здоровых детей, где она сможет в полной мере применить разработанные педагогические техники. Монтессори продолжит исследования и со временем откроет так называемые «сензитивные периоды» – отрезки жизни ребенка, когда он наиболее восприимчив к усвоению тех или иных знаний.

Методика Монтессори имела такой успех, что со временем «Дома ребенка» открылись в Милане, Женеве и Вене, а в швейцарском кантоне Тичино по новой системе начали работать все дошкольные учреждения.

В 1929 году Мария вместе с сыном организовала Международную Монтессори-Ассоциацию (Association Montessori International), в наши дни работающую в более чем в двадцати странах мира.

Основные принципы

Ученые выяснили, что от 0 до 6 лет у ребенка проходят так называемые сензитивные периоды. Это такое время, когда малыш абсолютно легко, без всякого напряга усваивает нужную ему информацию, он очень восприимчив к новому. Все, что попало в этот период в поле его зрения, он впитывает на всю оставшуюся жизнь. Именно тогда происходит формирование речи, восприятие порядка, развитие сенсорных чувств, движений, социальных навыков.

Если использовать это время правильно, то ребенок может достичь большого успеха в своем развитии. А в будущем он будет быстро учиться, без давления и какого-либо серьезного вмешательства взрослых. После шести лет эти периоды уходят безвозвратно, не зависимо от того, были ли они использованы на полную мощность или нет. С учетом этих особенностей и построена методика Монтессори.

Способность к познанию, саморазвитию, здоровое любопытство и любознательность заложены в человеке с самого рождения. Именно на эти качества и делала упор Мария Монтессори в своей педагогической системе. Она считала, что главное — не мешать естественному проявлению любознательности. Это значит, что малыш сам, без помощи взрослых, в состоянии познавать, разбираться в чем-то непонятном для него, выбирать интересную и полезную для себя деятельность. И именно эта самостоятельность в действиях, свобода если хотите, дает естественное здоровое и быстрое развитие ребенка.

Итак, методика Монтессори предполагает следующие принципы воспитания:

1

Ребенок сам выбирает что ему делать

Попав в специальную так называемую Монтессори среду, малыш волен в выборе своих действий, он может свободно передвигаться. Никто ему не указывает что и как делать, нет давления и наставничества со стороны взрослых.

2

Педагоги ничего не объясняют. Малыши опытным путем изучают понятия, самостоятельно работая с представленными материалами. Конечно, педагоги присутствуют в поле зрения ребенка, но их цель — дать верное направление, показать, если маленький исследователь сам об этом попросит.

3

Обязательное соблюдение определенных правил

Чтобы не возникало конфликтов и независимость не превращалась во вседозволенность, в Монтессори среде есть нерушимые правила. Например, твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Или поиграл — убери за собой. Удивительно, но маленькие дети очень хорошо усваивают эти правила.

4

Разновозрастность

В одну группу собирают детей разных возрастов. Самый распространенный диапазон — от 3 до 6 лет. Так у старших появляется возможность помогать младшим, а младшим, в свою очередь, удается учиться у старших.

5

Дети — активные участники процесса

Обучением и времяпрепровождением руководит не воспитатель и взрослый, а сам малыш

Что очень важно — не нужно делать за ребенка то, что он может сделать сам

6

Отсутствие оценок и соревновательности

Детей здесь не оценивают, а сравнивают их только с самими собой

Например, «у тебя сегодня получается лучше, чем вчера».  Очень важно не указывать ребенку что он делает правильно, а что нет. Таким образом формирование самооценки у детей проходит более естественно и позитивно

Каждый малыш развивается в том ритме, который только ему комфортен, понятен и приятен.

Игрушки Монтессори

Систему Монтессори ребёнку нужно вводить по этапам (например возраст от 1 до 3  лет называется тоддлер монтессори):

Для детей до года рекомендуется использовать:

  • с 1до 2 месяцев фигуры из бумаги, игрушки-погремушки форме геометрических тел;
  • с 3-х месяцев рекомендовано стимулировать движения. В этом возрасте специалисты отдают предпочтение деревянным фигурам постельных цветов, подвешиваемых на специальных резинках. Примером могут быть: деревянное колечко или колокольчик производящий звук, при каждом прикосновении малыша.

Основными игрушками у ребёнка до года остаются предметы повседневной жизни.

Игротека для ребенка от 2 до 3 лет – основной игрушкой в этом возрасте является участие в повседневной жизни. Помощь родителям в чистке варёных яиц и картошки (отваренной в мундире), вымешивании теста, а также уборке.

Сущность методики: воспитание самостоятельности

Основной принцип работы метода Монтессори заключается в идее самовоспитания ребенка. Родители и воспитатели должны лишь угадать интересы малыша, создать необходимые условия для развивающих игр и занятий и помочь ему проявить самостоятельность.

Воспитание детей по методу Монтессори осуществляется с соблюдения следующих условий:  

  • Для занятий создаются специальные отдельные зоны с соответствующими пособиями;
  • Занятия проходят в разновозрастных группах, где старшие дети проявляют заботу о младших, а те, в свою очередь, учатся у старших;
  • На занятиях обеспечена самостоятельная деятельность детей, то есть они сами решают, в какие играть игры, с какой продолжительностью.

Самостоятельная игра детей регулируется некоторыми общими правилами:

  • Взрослые следят за детской деятельностью. Все, что ребенок может сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога и родителей;
  • Игры детей должны проходить в тихой обстановке, в которой они занимаются, не мешая друг другу. Ребенок может «выпустить пар» в специальной комнате для расслабления;
  • После занятия малыши непременно убирают игрушки и атрибуты игры или занятия. Это развивает в них уважительное отношение к остальным;
  • Если ребенок первым взял пособие, то он с ним и занимается. Так формируется осознание своих и чужих границ.

Минусы методики Монтессори

С момента появления методики появилось множество сторонников и критиков. При разговоре о минусах приводятся следующие доводы:

  • длительность подготовки педагогов;
  • использование большого количества учебных материалов;
  • излишняя самостоятельность, приводящая к неумению работать вколлективе;
  • отрицание обычных игрушек.

Один из серьезных минусов методики — она недоступна большинству, так как учебные центры являются приватными и для определения туда детей нужно потратить большую сумму. Знание особенностей этой образовательной системы позволяет ответить на вопрос «подходит ли для ребенка методика Монтессори и что это такое?».

Обратите внимание! Студии Монтессори можно найти лишь в крупных городах. Школа Монтессори — дорогое удовольствие, но плюсы обучения перекрывают недостатки системы

Учим буквы по методике Монтессори

  • Знакомство с буквами по методике Монтессори начинается в игровой форме. По мнению Монтессори первое знакомство с буквами должно происходить через рисунок. Напишите прописную букву, предложите ребенку повторить, озвучьте ее название.
  • Используйте передвижной алфавит. Это могут быть буквы-вкладыши, шершавые буквы, бумажные карточки. Чтобы ребенку было легче запомнить букву, весь алфавит обыгрывают в виде сказки.
  • Буквы можно изобразить на листе бумаги в виде точек. Покажите небольшую презентацию, как правильно соединить точки и что получается в результате.
  • Используйте трафареты в виде букв. Предложите малышу обвести букву и заштриховать ее линиями. Переходите от широких линий к более узким, совершайте движения слева направо.
  • Для составления первых слов используется передвижной алфавит. Достаточно выучить несколько гласных и согласных.
  • Слепое прощупывание выпуклых или шершавых букв помогает детям за короткое время выучить весь алфавит.

Шершавые

  • Монтессори чтение выстраивается с логичной последовательностью – от конкретного к абстрактному, к символам и буквам.
  • Процесс чтения начинается с интуитивного чтения. Когда ребенок еще не умеет читать, но опираясь на картинки и полученные знания, интуитивно озвучивает слово. То есть первые слова должны сопровождаться изображениями. Интуитивное чтение подогревает интерес к изучению букв и чтению.
  • Для первого чтения используются знакомые предметы. Ребенок должен понимать значение слова, которое он читает. Педагогу будет легче подсказать и направить на правильную мысль.
  • Первая книжка может быть оформлена в виде раскраски или содержать крупные предметные изображения.

Говорят, в Монтессори-школах нет учебников, домашнего задания и оценок. Это правда?

Правда. Ученикам Монтессори-школ предлагается взять ответственность за обучение на себя. Это важный шаг в развитии естественного внутреннего стремления впитывать знания.

Почему такой подход? Потому что дети с внутренней мотивацией гораздо чаще становятся ответственными, самодисциплинированными, уверенными в себе, инициативными, обладающими высокими академическими знаниями и неугасаемой тягой к знаниям. Это ключ к образованию в том виде, в каком оно должно существовать. Так дети будут действительно получать знания.

Учебники ограничивают. Учебники не вписываются в эту систему, потому что они ограничивают ребёнка. Представьте, когда для поиска ответа есть только учебник. А теперь заберите его. Что произойдёт? Ученики не смогут найти необходимую информацию.

Например, дети заполняют рабочие тетради, содержание которых точно соответствует порядку информации в учебнике. Зачастую ответы даже выделены жирным шрифтом или курсивом. Дети учатся лишь копировать то, что видят перед собой. Это способ не учит их добывать информацию.

В подходе Монтессори используются практические уроки, различные формы движения, манипулирование объектами, сбор информации и другие способы. Они позволяют детям научиться мыслить и быть независимыми.

Ещё один ограничивающий фактор учебников в том, что все присутствующие в классе должны следовать одному направлению. Но каждому ребёнку свойственно учиться в своём темпе и в разном возрасте он проявляет интерес к различным вещам.

Сензитивные периоды, в течение которых дети наделены особой восприимчивостью к конкретной информации, определяют их интересы. Педагогика Монтессори использует их по максимуму. Так дети беспрепятственно и своевременно получают доступ к необходимой им информации.

Проблемы, связанные с домашней работой. Домашняя работа — довольно редкое явление для ученика класса Монтессори. Не нужно озадачивать ребёнка работой в школе, или дома. Дома родителям рекомендуется поддерживать идеи детей.

Это не означает, что у вас дома не должно быть правил или границ, или что вы должны позволять делать всё, что детям заблагорассудится. Родители могут обеспечить безопасную, богатую и способствующую новым открытиями среду, которая отвечает естественным интересам ребёнка. В этом случае он может продолжить свою «работу» дома по собственному желанию.

Не следует забывать, что существует множество повседневных домашних дел, которые сами по себе могут быть домашней работой. Такие практические занятия, как помощь в сервировке стола или складывание белья, способствуют математическим и/или языковым навыкам, увеличивают ловкость и повышают уверенность в себе. Ежедневное чтение с детьми — это ещё одно увлекательное занятие и приятный способ общения и отдыха для всей семьи.

Оценочные листы. Вместо оценок монтессорианцы концентрируются на «мастерстве». Они работают над полным и всесторонним пониманием сути вещей. Что совсем не то, что запоминание информации для прохождения теста.

Чтобы проиллюстрировать разницу, позвольте мне спросить: сколько раз вы сдавали экзамен, получали хорошую оценку и вскоре всё забывали? Большинство из нас заучивали материал, чтобы закончить учебный год и двигаться дальше. Но насколько всё выглядело бы иначе, если бы всё ваше время и усилия были направлены на получение знаний, которые бы обогатили вашу жизнь? И представьте, что вы бы наслаждались процессом обучения и хотели узнать ещё больше? И в этом разница между образованием, ориентированным на тесты, и педагогикой Марии Монтессори.

Благодаря методу Монтессори дети развиваются более всесторонне, получают радость от естественного процесса познания, делая это без учебников, домашних заданий или оценок.

Бонус-вопрос. Если я не учитель, какую пользу мне принесёт изучение принципов Монтессори?

В двух словах: изучение педагогики М. Монтессори улучшает жизнь родителей. Это больше, чем просто стиль обучения, это естественный и радостный способ воспитания. Вы начинаете понимать, как работает ум вашего ребёнка и как он на самом деле учится. Вы узнаёте, как подготовить среду по потребностям своего малыша и используете по максимуму все сензитивные периоды. Так вы помогаете ему раскрыть весь потенциал, заложенный природой.

Статья написана экспертами 

Перевод: Светлана Соловьёва

Фото предоставлены ММЦ «Отрада»

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Творческий уголок

Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется

Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества

Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярной обновляемости материалов.

Это может быть творческий столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно обновляться.

Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.

Не следует говорить детям, что им делать или не делать, верно?

Весьма распространённым является неверное представление о том, что детям, воспитывающимся по системе Марии Монтессори, разрешено делать «всё, что вздумается». На самом деле окончательная цель — научить их самодисциплине. Но она не возникает в одночасье.

Свобода и дисциплина — две стороны одной монеты. В классе детям предоставлена свобода выбора той деятельности, которая в данный момент наиболее интересна для них. Это делается для того, чтобы в максимальной степени использовать сензитивные периоды (периоды особого интереса) для развития тех или иных способностей. Ученики выбирают деятельность, находясь в тщательно подготовленной среде. И это является ключевым моментом. Без подготовленной среды мы не можем предоставить ребёнку истинную свободу выбора.

Благодаря внимательному наблюдению за детьми учителя (и родители) могут предложить им ту деятельность, которая необходима для развития в данный момент, и которая в результате приведёт к спонтанной деятельности. Спонтанная деятельность способствует концентрации, которая, в свою очередь, приводит к нормализации.

Что такое нормализация. Оказавшись в правильно организованной среде, имея свободу выбора занятий и собственного темпа, даже самые энергичные дети становятся спокойным и невероятно сосредоточенными. Это перемена называется нормализацией, и это основополагающий принцип Монтессори. Смысл заключается в том, чтобы помочь детям обрести внутреннее спокойствие, концентрацию, а природная жажда познания является врождённой характеристикой.

Мария обнаружила, что все дети от природы имеют стремление учиться. Они будут усердно трудиться над решением задач, которые отвечают потребностям и соответствуют уровню их развития. Ребёнок, потребности которого неудовлетворены, становится импульсивным, беспокойным, и «непослушным».

В подходящей среде дети сами выбирают занятие. А родители и учителя помогают им двигаться в направлении развития концентрации и самодисциплины.

Самодисциплина — это «жизненно важная компетенция, которая является центральным элементом всяческого успеха. Это способность выявлять и регулировать эмоции, сдерживать порывы, откладывать момент удовольствия, делать взвешенный и осознанный выбор и добиваться поставленных целей». Это не конечный пункт в детском развитии, а путешествие; один из важнейших жизненных навыков, помогающий стать успешным в обучении и в жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector