10 идей для исследовательских проектов в начальной школе

Содержание:

Как подписать титульный лист для проекта

Для оформления титульных листов работ учащихся разработаны специальные требования и стандарты. В условиях средней школы перечень таких правил составляется преподавателем. Если же учитель не озвучил собственных требований к работе, ученик может сделать титульник согласно общепринятым правилам.

Заглавный лист представляет собой первую страницу научного или исследовательского проекта. На нем обязательно должны быть отражены следующие данные:

Для оформления титульных листов работ учащихся разработаны специальные требования и стандарты. В условиях средней школы перечень таких правил составляется преподавателем. Если же учитель не озвучил собственных требований к работе, ученик может сделать титульник согласно общепринятым правилам. На нем обязательно должны быть отражены следующие данные:

    1. Полное название среднего или высшего учебного заведения.
      Разновидность работы — это может быт доклад, проект, реферат или информационное сообщение.
    2. Для учащихся старших классов, техникумов и вузов желательно указывать предмет, по которому сдается материал. В младших классах это требование необязательно.
    3. Тема работы и полное название.
    4. Фамилия и имя исполнителя.
    5. Группа, класс или курс.
    6. Фамилия, имя и отчество преподавателя, который проверил работу.

Дата выполнения реферата или доклада.

Город, в котором располагается учебное заведение.

Большинство преподавателей обращает внимание на то, как оформлена работа. Для школьных и студенческих рефератов общепринятые требования сводятся к следующему:

  • Отступы от края страницы: слева — 30 мм, справа — 10 мм, вверху и внизу по 20 мм.
  • Шрифт набора — TimesNewRoman.
  • Название учебного заведения набирается шрифтом 12 размера, тип работы — 28 полужирным, название проекта или реферата — 16 полужирным. Остальные данные указываются стандартным шрифтом 14 размера.
  • Формат бумаги — А4.

Все данные на странице выравнивается по центру. Исключение составляет имя и фамилия студента, а также группа и номер курса.

Как сделать школьный проект

Хорошо было бы перед написанием школьного проекта сходить с детьми на экскурсию, на прогулки-наблюдения или же провести какие-нибудь социальные акции – это существенно облегчит процесс подготовки проекта в начальной школе. Если объем работы довольно большой, то заранее побеспокойтесь о литературе и других источниках информации, необходимых для выполнения школьного проекта.

Как уже было сказано, ученики младшей школы еще не способны к долгой деятельности без участия взрослых, им все еще необходима помощь в организации, мотивация, поддержка и нацеливание на следующий этап работы над проектом, поэтому проектная деятельность в начальной школе подразумевает участие и помощь учителя и родителей почти на каждом этапе проекта.

Любая исследовательская работа состоит из следующих этапов:

Постановка проблемы: ребенок выбирает тему проекта и конкретные вопросы, на которые будет отвечать его работа.
Планирование: ученик выделяет этапы работы над проектом, то есть выбирает удобное для работы время, форму, в которой будет представляться проект и так далее.
Поиск информации: ребенок собирает весь необходимый материал для исследовательской работы, то есть читает статьи, выбирая из них самое важное и интересное, картинки, подбирает видео.
Продукт работы: ученик собирает все результаты экспериментов и необходимую информацию и подводит итоги.
Презентация: ребенок оформляет результаты своей работы и защищает проект.

Оформление проекта

После того, как учащиеся подготовились и исследовали проблему можно приступать к оформлению результатов исследования, опираясь на заранее обсужденные правила. Результаты исследования можно представить в любом удобной докладчику форме – это могут быть презентации, доклады, выставки, альбомы, книжки-малышки и прочее. Именно данный этап показывает, в какой сфере талантлив тот или иной ученик.

Как правило, требования, выдвигаемые к представлению проекта, зависят от самой школы или даже от конкретного учителя. Правила оформления определяются в соответствии с возрастом самого ребенка. Например, ученику первого класса разрешается презентовать полученные результаты на листе формата А4 с использованием фотографий и рисунков. Специфика оформления проекта усложняется от младших классов к старшим.

Образец типичного оформления проектной деятельности в школе:

  • На первой странице указывается тема проекта, фамилия, имя, год сдачи, класс и школа автора работы. Также указываются данные руководителя, если таковой имеется.
  • Вторая страница содержит содержание и заголовок проекта.
  • Третья страница – начало описания самого проекта.
  • Введение – цель и задачи, краткая характеристика рассматриваемого вопроса, позиция автора по поводу поставленной проблемы.
  • Затем следует описание самого проекта, затронутой проблемы и путей её разрешения, исходя из собственной точки зрения или мнения других. Здесь уместно использование цитат и ссылок на других авторов.
  • В конце работы пишется заключение – предоставление полученных в ходе исследования выводов.

Презентация проекта

Самым важным этапом является презентация школьного проекта. Учащийся демонстрирует всем результаты проделанной исследовательской работы. Защита продукта работы должна быть интересной и запоминающейся для зрителей, как для взрослых, так и для детей. Во время защиты проекта роли должны быть четко распределены. 

Во время презентации проекта ребенок должен продемонстрировать:

  • Понимание основной проблемы проекта;
  • Сформулированные учеником цели и задачи проекта;
  • Пути решения, предложенные ребенком;
  • Анализ успешности каждого решения;
  • Умение четко, грамотно и логично излагать мысли;
  • Умение анализировать собственную деятельность;
  • Самоанализ всей проведенной работы.

В завершение необходимо обсудить с детьми успехи и неудачи, проанализировать недостатки и поговорить о том, как сделать следующий школьный проект гораздо лучше. Конечно же, акцент нужно делать на положительных сторонах осуществления ребенком проектной деятельности, а также непременно нужно похвалить каждого ребенка за проделанную им работу, ведь именно это может повысить интерес к учебе. Работа над школьным проектом благоприятно скажется на познавательных способностях школьников, научит их самостоятельно находить нужную информацию, ну и, конечно, обрабатывать ее.

Проектная деятельность в школе положительно оценивается и педагогами и учениками. Она позволяет применять творческие и неординарные способности, содействует формированию всесторонне развитой личности, увеличивает интерес к получению новых знаний и умений. Этот метод по праву является важнейшим в современной школьной педагогике.

Оформление формул в тексте проектной работы

Если в тексте проектной работы необходимо использовать формулы, все они должны быть оформлены единообразно, набраны в специальном редакторе формул, либо набраны печатными символами, текст формулы располагается по центру строки и нумеруется арабскими символами в круглых скобках, номер располагается по правому краю листа.

После приведённой формулы ставится запятая, затем с новой строки должно следовать слово «где» (с маленькой буквы, без абзацного отступа), после которого даётся расшифровка символов, указанных в формуле, каждый символ приводится с новой строки, например:

V = S * h,

где S — площадь;

       h — глубина.

Проекты в школе. Начальные классы, 1 — 4 классы — Исследовательский проект для начальных классов «Мечты о полете»

Публикация «Исследовательский проект для начальных классов «Мечты о…»
Тема проекта: Мечты о полете Цель: 1. Выяснить, кто создал первый летательный аппарат 2. Создать макет самолета братьев Райт Задачи: 1. Собрать и изучить информацию об истории созданий первых летательных аппаратов. 2. Выяснить, кто первым создал летательный аппарат 3. Изучить…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дорожная карта проекта по окружающему миру для 2 класса «Мир животных»
Класс: 2. Предмет: окружающий мир. Тема: «Разнообразие животных». Тема проекта: «Мир животных». Исследуемый объект: мир животных. Цель проекта: формирование представлений о разнообразии животного мира. Продукт проекта: презентация о животных. Планируемые результаты Предметные:…

Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности по окружающему миру во 2 классе «Профессии от А до Я»
ДОРОЖНАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАСС: 2 ПРЕДМЕТ: Окружающий мир ТЕМА РАЗДЕЛА: Все профессии важны ТЕМА ПРОЕКТА : профессии от А до Я. ОБЪЕКТ: профессии ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: обеспечение условий для формирования знаний о профессиях у детей через…

Дорожная карта проекта по физкультуре на тему «Активность и долголетие человека» в 3 классе
ФИО участника: Идылбаева Яна Вадимовна. Класс: 3. Предмет: Физическая культура. Тема: Активность и долголетие человека. Тема проекта: Физкультура – это жизнь! Исследуемый объект: Влияние физических упражнений на организм. Цель проекта: выявление влияния физических нагрузок на…

Проекты в школе. Начальные классы, 1 — 4 классы — Проект «Создадим свой город» (конструирование). Урок технологии во 2 классе

Школьные проекты в современном образовании

Проектная деятельность – инновационная методика обучения, объединяющая в себе учебно-познавательные, игровые, научные и творческие элементы. Она предполагает самостоятельную работу учащихся – учителя и родители выступают лишь кураторами и помощниками.

Проект всегда предполагает решение какой-либо проблемы, а его результаты всегда должны быть осязаемыми

Не менее важно, чтобы сам процесс вызывал интерес у детей, иначе вся методика станет лишь формальностью, не приносящей результата

Как заинтересовать детей в проекте

У проекта обязательно должна быть яркая и достижимая цель. В глобальном смысле целью проекта всегда будет поиск практического решения конкретной проблемы. Ученики должны найти свое уникальное, неповторимое решение и воплотить его.

В нашем детстве была школьная форма. Иногда делали дни без формы, когда можно было прийти в своей обычной одежде. В эти дни мы более охотно шли учиться, потому что показывали всем свою индивидуальность. Это было приятно. У наших детей так же обстоит дело с современными технологиями. Разрешите в проекте то, что нельзя на обычном уроке – и они охотно возьмутся за проект!

Чтобы работать было интересно, разрешите ученикам использовать современные технологии. Можно организовать рабочую группу в Telegram или Discord (это текстовые чаты, причем в первом можно записывать голосовые сообщения, а во втором общаться устно – вдвоем или группой). Можно научить пользоваться облачными технологиями, например, Trello и Google Docs. Интернет — это их среда, в которой комфортно и весело. Поэтому проект будет восприниматься, как интересная игра, а не как что-то обязательное и нудное.

Как организовать проект

Проекты бывают нескольких видов:

  • Исследовательские – ученики проводят всяческие эксперименты, изучают какую-либо сферу деятельности, а затем демонстрируют свои результаты через разработанные компьютерные презентации, буклеты, стенгазеты.
  • Игровые – представлены в виде игры, в которой ученики выступают главными героями и предлагают свои решения для конкретных задач.
  • Информационные – участники проекта собирают информацию по какому-либо предмету и представляют ее в форме научного журнала или альманаха.
  • Творческие – в таком формате проект может обрести любые практичные воплощения. Его результатом могут быть акции по охране природы, обучающие фильмы, flash-игры и пр.

Как организовать проектную деятельность для учащихся начальной школы? Следует учитывать, что задание должно соответствовать возрасту детей, а тема подбираться с учетом их интересов. Главная задача руководителя проекта – создать оптимальные условия для его реализации, осуществить подготовку, помочь ученикам и проконсультировать их.

Можно организовать для учащихся совместные экскурсии, прогулки, наблюдения и эксперименты. Это поможет наладить коммуникацию между участниками и позволит обсудить с ними возможные методы работы.

Выделяют следующие этапы работы над проектом:

  • Подготовка. На этом этапе учитель знакомит учащихся с темой и мотивирует их на предстоящую работу, а ученики обсуждают тему и консультируются с преподавателем.
  • Планирование. Ученики разрабатывают план действий, распределяют задачи и обязанности. Учитель предлагает идеи и наблюдает за работой.
  • Исследования. Учащиеся поэтапно выполняют намеченные задачи проекта. Учитель косвенно руководит их деятельностью, советует что-то во время работы.
  • Выводы. Участники проекта оформляют полученную ими информацию в виде какого-либо осязаемого предмета, чтобы продемонстрировать результаты своего проекта.
  • Защита проекта. Участники демонстрируют свои результаты, участвуют в их коллективном анализе и оценке. Учитель слушает, задаёт вопросы.

На завершающем этапе осуществляется оценка усилий учащихся, качества проекта, его креативность, количество используемых источников.

Роль проектной деятельности в школе – открыть для учеников удивительную атмосферу, пронизанную духом творчества и сотрудничества. Дети учатся не только применять свои знания на практике, но и договариваться между собой, работать с потоками информации, проявлять инициативу, мыслить творчески. Разве это не то, чего мы хотим для них от образования?

Расскажите про ЧикиПуки всем, у кого есть дети дошкольного и младшего школьного возраста. Ваша обратная связь поможет нам развиваться и создавать новые задания.

Выбор проблемы

Хорошо, если проблема выбирается на целый учебный год, и она интересна большинству. Обычно тему предлагают самые активные дети, и надо помочь, чтобы каждый ученик определился. Если кто-то не согласен с большинством, пусть собирает свою команду единомышленников и решает ту задачу, которую считает наиболее острой. В таком случае класс разбивается на несколько групп — по числу лидеров — и каждая работает над отдельным проектом. Одни и те же ребята могут работать одновременно в разных группах.

Иногда бывает, что в проектной деятельности классы перемешиваются: вокруг классного руководителя 5А собирается «своя» аудитория из разных классов, а у классного руководителя 5Б, например, другая проблема, и к нему тоже могут перебраться группы из параллелей.

Бывает, что проблемы решает команда учителей без участия детей. Тогда дети понимают, что социальное проектирование — это не для того, чтобы их воспитывать, а прием изменять жизнь к лучшему.

Виды проектной деятельности в школе

Существует несколько классификаций проектирования деятельности, но наиболее полно виды проектов представлены в работах Е.С. Полат.

Проекты по методу или типу деятельности

1. Исследовательский проект

Имеет определенную структуру, поставленные цели и актуальный предмет исследования. Например, «Моя родословная», «Профессия мечты», «Великая Отечественная война и моя семья».

2. Творческий проект

Не имеет детализированной структуры. Результат оформлен в творческой манере. Например, кукольный театр, кулинарный поединок, детское ателье.

3. Ролево-игровой проект

Обладает открытой структурой, в которую можно внести изменения. Участники исполняют определенные роли. Такой проект подразумевает участие 3 — 4 школьников. Например, «Продавец одежды» (проект для урока иностранного языка, подразумевает исполнение нескольких ролей: продавец, покупатель, поставщик и т.д.).

4. Информационный проект

Основой такого проекта является сбор информации, ее дальнейший анализ и обобщение. Выбираются способы обработки информации, ставятся конечные цели. Имеет продуманную структуру. Результатом может быть реферат, доклад, статья или презентация проектной деятельности учащихся. Например, на тему «Солнечное затмение».

5. Предметно-ориентированный проект

Результат такого проекта определяется с самого начала. Он имеет продуманную структуру и определенный сценарий. Например, проект по технологии труда «Батик».

Предметно-содержательная область проектов

Всю проектную деятельность можно разделить на 3 части.

1. Монопроект

Подразумевает решение задач в рамках одного школьного учебного предмета.

Проектная деятельность в обучении математике младших школьников

2. Межпредметный проект

Проектная деятельность школьников происходит во внеурочное время. Такой проект подразумевает промежуточную и окончательную презентацию.

3. Надпредметный проект

Создается на стыках различных наук и выходит за рамки школьной программы.

В зависимости от количества учеников, занимающихся заданием, выделяют: индивидуальные, групповые и парные проекты. Также проектно-исследовательская деятельность в школе рассматривается по характеру координации. В проектах с открытой координацией педагог исполняет роль консультанта, с закрытой — является полноправным членом команды.

По продолжительности выделяют:

  • краткосрочные проекты;
  • среднесрочные проекты (около 2 месяцев);
  • долгосрочные проекты (около 1 года).

Организация United World Schools

United World Schools — основанная в Великобритании благотворительная организация, которая открывает школы в беднейших странах мира, где у детей нет возможности получить даже начальное образование. UWS организовывает школы в самых отдаленных и труднодоступных регионах каждой из стран, куда еще не добралась национальная система образования.

Основатель, Крис Ховарт, открыл UWS в 2008 году, после того как поработал учителем-волонтером в Камбодже. Сегодня школы UWS работают в Камбодже (там 115 таких школ и 13 500 учеников), Мьянме (68 школ и 4000 учеников) и Непале (37 школ и 4500 учеников).

Параллельно с открытием школ организация активно занимается привлечением и обучением учителей из числа местного населения, что, помимо прочего, помогает поддерживать местную культуру и язык. Отдельная задача — женское образование: во многих деревнях создателям школ приходится убеждать родителей отправлять учиться всех своих детей, а не только мальчиков. И хотя образование — главная цель UWS, им приходится одновременно решать и более утилитарные задачи вплоть до обеспечения жителей безопасной питьевой водой и их обучения базовым санитарным и гигиеническим стандартам.

Готовые работы и проекты в начальной школе

В этом разделе предложены исследовательские работы, выполненные ученика начальной школы совместно с педагогами, а также исследования и проекты воспитателей на познавательные и экологические темы, научно исследовательскую деятельность в дошкольном образовательном учреждении.

Опубликованные долгосрочные и краткосрочные исследовательские проекты направлены на развитие у детей начальной школы познавательных интересов, содействуют формированию интереса и увлеченности проектной деятельностью, выполняются с родителями и воспитателями дошкольной образовательной организации.

Как выращивать цветных улиток

Возраст: от 8–9 лет.

Продолжительность: месяцы и годы.

Нам понадобится: аквариум, приборы для очистки воды и насыщения ее кислородом, красивый грунт, улитки ампулярии, корм для них.

Эксперимент. Аквариумных улиток ампулярий любят за их разноцветье. Они бывают черными, синими, голубыми, желтыми, красными, оранжевыми… Папа и мама разного цвета дадут деток непредсказуемых оттенков. Этот момент как раз и можно исследовать. Посадите в аквариум желтую, красную и голубую улитку — и наблюдайте. Ну, и, конечно, ребенку понравится просто кормить улиток разными продуктами, следить за температурой воды и замечать, когда улитки лучше себя чувствуют. Конечно, аквариум с живыми улитками — большая ответственность, как и уход за любым другим питомцем. Если ваш ребенок любит необычных живых существ, ему понравится возиться и с сухопутными улитками ахатинами, и с «привиденьевыми» палочниками, и с гекконами, — он узнает много нового и станет заботливее. Лишь бы у вас и детей хватало времени и сил на качественную заботу о домашних любимцах. И уж, конечно, с ними можно проводить самые разные исследования.

Как влияет гравитация на всхожесть растений

Возраст: от 7–8 лет.

Продолжительность: 7–10 дней.

Нам понадобится: семена огурцов, чистая вода, марля, стаканчики с землей, стикеры.

Эксперимент. Это исследование чем-то похоже на эксперимент с магнитом, только здесь мы будем изучать, как влияет сила земного притяжения на растения. Для этого прорастим семена огурцов и посадим их в стаканчики с землей: часть корешком вниз, часть — корешком вверх, влево и вправо.

Сперва поместите семена огурцов в марлю или вату и залейте их водой. Через пару дней из них проклюнутся корешки — вот тогда и начнем главную фазу эксперимента. Разделите пророщенные семена на 4 равных группы (по 5–6 семян). Подготовьте 4 стаканчика с землей, каждый из них пометьте стикером. В первый стакан сажайте семена корнем вниз, во второй — корнем вверх, в третий — корнем вправо и в четвертый — корнем влево, все на одинаковую глубину. Поставьте их в одинаковые условия на подоконник и увлажняйте землю в стаканчиках.

Через 2–3 дня появятся первые всходы. Ежедневно наблюдайте за ними и фиксируйте результаты в таблице с 4 столбиками — для каждого стаканчика. Появились ли ростки? Сколько семян взошло? Затем наблюдайте за порослью: какой толщины стебли, крепкие или тонкие, какой высоты, прорастут ли новые семена, одинаковая ли высота ростков, когда ростки сбросят кожицу семени. И делайте выводы!

В большинстве случаев лучше всех прорастают семена, посаженные корнем вниз. Это явление по-научному называется геотропизм: корни лучше растут по направлению к центру земного шара, а стебли — от центра.

Оформление таблиц в проектной работе

Все таблицы должны иметь название, которое записывается сверху таблицы, без абзацного отступа через тире. Таблицы в проекте должны иметь сквозную нумерацию, точка в конце названия таблицы не ставится (например, Таблица 3 – Название таблицы).

Текст таблицы набирается меньшим шрифтом, чем основной текст (10-12 pt), через одинарный межстрочный интервал.

Каждая таблица должна иметь ссылку в тексте на нее, например, … как представлено в таблице 5.

Таблицы в приложениях имеют двойную нумерацию, где вначале ставится буква приложения затем через точку номер таблицы в приложении (например, Таблица Б.2 – Название таблицы (вторая таблица приложения Б)).

Как правильно оформить проект

Проектная деятельность сопровождается оформлением документации, которая является обязательной составляющей. Она условно называется «Паспорт проекта». Основные составляющие Паспорта проекта:

1.

Название проекта

 

2.

Вид проекта

  • по форме,
  • по продолжительности,
  • по дисциплине,
  • по основной деятельности.

3.

Команда проекта

Куратор, члены команды.

4.

Описание проекта, проблема

Проблемный вопрос. Актуальность выбранной темы исследования.

5.

Идеальный образ

Краткое описание того, что в идеале должно получиться.

6.

Цель данного проекта

 

7.

Задания

  • рассказать о
  • выделить…
  • доказать, что…

8.

Ожидаемые результаты

Отчётная документация:

  1. Ключевой вопрос (проблема).
  2. Тематические вопросы.
  3. Теоретический материал по теме.

9.

Планирование работы

Направления деятельности: 1, 2, 3

10.

Контролирование, промежуточные отчёты.

Индивидуальные беседы, промежуточные отчёты в виде домашних заданий, письменные проверочные работы.

11.

Презентация готового продукта.

Мультимедийная презентация результатов, научное выступление, видеоролик.

Наличие документации – основная составляющая, отличающая обычное творческое задание от проекта.

Повод для общения

— Проект — жанр новый, его мало кто понимает и уж тем более — умеет делать, — честно признается Ольга Узорова. — Поэтому часто его выполняют так: мама садится за компьютер, перепечатывает или копирует несколько страниц из учебника для старших классов или Википедии, приделывает вступление и заключение, находит пару иллюстраций и копирует на флешку. А школьнику остается только заучить свою краткую речь. Эта стратегия обычно позволяет получить хорошую оценку, но на самом деле прибегать к ней стоит только в самом крайнем случае. Поступая так, родители лишают своего ребенка возможности научиться хоть чуть-чуть думать самостоятельно, с младших классов приучают к обману и симуляции учебы.
На самом деле свалившаяся на всю семью работа над школьным проектом — замечательный повод пообщаться с ребенком и сделать вместе общее дело. Естественно, оставлять школьника один на один с этим заданием нельзя. Без методического и организационного руководства, технической помощи родителей он сам вряд ли что-то сможет сделать. Но при подготовке проекта ученику надо доверить отдельный фронт работ, четко поставить задачу и позволить ему взять на себя часть интеллектуального труда.
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector