Твёрдые и мягкие согласные

Урок русского языка для 1 класса на тему «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Цель: дать представление о способе обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать в слове мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки; соотносить звуковые обозначения со словами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Согласные звуки

— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.

1) Я на том берегу

И на этом берегу.

Через речку перебраться

Я тебе помогу. (Мост.)

2) Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро, в час любой

Провезу вас под землёй. (Метро.)

3) Обгоняя ночь и день,

Вкруг Земли бежит олень.

Задевая звёзды рогом,

В небе выбрал он дорогу.

Слышен стук его копыт,

Он Вселенной следопыт. (Спутник.)

4) Не корабль, не лодка,

Ни вёсел, ни паруса,

А плывёт — не тонет. (Плот.)

— Прочитайте слова, которые вы записали. Какие задания можно составить к этим словам?

(Нужно рассмотреть все предложенные варианты. Можно предложить разделить данные слова на две группы (по количеству слогов).)

— Слова какой группы нельзя разделить для переноса? Почему?

(На доске записаны слова.)

Муравей.., чай.., май.., кофей.., строй.., лей…

— Добавьте к каждому слову слог -КА или -НИК. Запишите получившиеся слова, разделите их для переноса.

2. Тест

(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 9 на с. 40—43; ТТ, тест 7 на с. 49-55; ПКР, задания на с. 51—54).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

Лён, лом, мех, мэр, мял, мал, рис, рык.

— Прочитайте слова. Разделите их на две группы. (Лён, мех, мял, рис. Лом, мэр, мал, рык.)

— По какому признаку вы поделили слова? (В первой группе слов первый согласный мягкий, во второй — твёрдый.)

— Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О твёрдых и мягких согласных звуках.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 81)

— Прочитайте. Найдите слова с выделенными буквами. Объясните их написание.

— Найдите в стихотворении слово апрель. Произнесите по порядку все согласные звуки в этом слове.

— Что вы заметили?

— Какие звуки мягкие?

— Какой звук твёрдый?

— Выполните последнее задание.

— Назовите слова, которые выписали.

Упр. 2 (с. 81)

— Рассмотрите рисунки. Что изображено? (Лук и люк.)

— Сравните эти слова. Чем они отличаются по произношению? (В слове лук первый звук твёрдый, а в слове люк — мягкий.)

— Чем ещё отличаются эти слова? (Значением. Лук — 1) огородное или дикорастущее растение; 2) ручное оружие для метания стрел. Люк — закрывающееся отверстие, например в танке, на палубе, в борту самолёта, в полу сцены.)

— Как на письме обозначена твёрдость или мягкость согласных? (Гласными буквами.)

— Вспомните, прочитав текст на с. 82, как обозначаются твёрдость и мягкость согласных.

V. Физкультминутка

Топ-топ! Топотушки!

Пляшет зайка на опушке,

Пляшет ёжик на пеньке,

Пляшет чижик на сучке,

Пляшет пёсик на крылечке,

Пляшет котик возле печки,

Пляшет мышка возле норки,

Пляшет козочка на горке,

Пляшет утка на реке,

Черепаха — на песке.

Топ-топ! Топотушки!

Пляшут лапки, пляшут ушки,

Пляшут рожки и хвосты!

Что стоишь? Пляши и ты!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 3 (с. 82)

— Прочитайте пары слов. Найдите в каждой паре выделенные буквы. Произнесите звуки, которые они обозначают. Что вы заметили?

— Какие гласные буквы обозначают твёрдость согласных? (Учащиеся называют буквы, учитель записывает их на доске или выставляет буквы из разрезной азбуки на наборном полотне: А, О, У, Ы, Э.)

— Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных? (Учащиеся называют буквы, учитель записывает их на доске 

А О У Ы Э

Я Ё Ю И Е

— Придумайте слова, в которых первый согласный звук: вариант 1 — твёрдый, вариант 2 — мягкий.

— Прочитайте сведения о языке.

— Как обозначается мягкость согласных на письме?

— Как обозначается твёрдость согласных на письме?

Упр. 4 (с. 82)

— Рассмотрите звуковые обозначения слов. Назовите слова. Объясните значение каждого слова.

— Запишите эти слова. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 1 (с. 42)

(Самостоятельное выполнение задания.)

Упр. 2 (с. 42)

— Прочитайте.

— Выполните задание.

— Назовите слова, которые вы записали.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1, 2 на с. 38, 39; СУ, задания нас. 42; Тр., задания на с. 38, 39).)

VII. Рефлексия

— Прочитайте слова по их звуковым обозначениям.

— Какими буквами обозначается мягкость согласных на письме?

— Какими буквами обозначается твёрдость согласных на письме?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового узнали на уроке?

— Какие задания вызвали затруднения?

Подручный материал

Для подготовки табличек, о которых говорилось чуть выше, нужно всё-таки иметь какой-то материал. Твёрдые согласные звуки – таблица, на которую вы можете опереться, чтобы наверняка не запутаться. Для удобства в ней приводятся парные и непарные по твёрдости и мягкости звуки. Кстати говоря, если мы хотим обозначить мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.

б

в

г

д

ж

з

к

л

м

н

п

р

с

т

ф

х

ц

ш

б’

в’

г’

д’

з’

к’

л’

м’

н’

п’

р’

с’

т’

ф’

х’

В этой таблице все фонемы вверху являются твёрдыми. Внизу размещены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, он не бывает мягким.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Разминка для ума по пройденному материалу с мячом.

2. Сообщение темы занятия.

Загадка:

Все глядят на середину

В середине –волшебство:

Там чудак зайчишку вынул

Из кармана своего.

Там под купол танцовщица

Улетела, как синица.

Там собачки танцевали.

Вы, конечно, там бывали.

— Отгадайте, куда мы сегодня пойдем? (В цирк)

— Какой первый звук в слове цирк? (Первый звук — ). Все артисты в цирке любят звук . Сегодня мы будем учиться произносить этот звук.

3. Артикуляция и характеристика звука.

— Произнесите звук , что делают губы, зубы и язык?

Губы улыбаются, зубки сближены, но не сомкнуты, кончик языка за нижними зубами, в первый момент спинка языка прижимается к бугоркам за верхними зубами, образуя смычку. После разрыва смычки, спинка языка принимает положение, как при звуке С. Язык и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, образуют преграду, поэтому звук согласный.

Звук – глухой (проверить рукой). Звук всегда твёрдый.

4. Развитие фонематического слуха.

— Что делают зрители в цирке, если им нравится представление? (Хлопают в ладоши.) Когда услышите звук — хлопните в ладоши:

а)в слогах: ас, ац, со, цу, иц, сы.

б)в словах: кольцо, колесо, пылесос, акация, цифры, танкист, цветы, телевизор, цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, сахарница, чай, цыпленок, теленок, мельница, цепь.

5. Речевая зарядка. Определение позиции звука в слове. Образование формы родительного падежа множественного числа существительных.

— Билет в цирк получит тот,кто правильно за мной повторит:

Ца — ца — ца — цапля, улица, пыльца.

Цы — цы — цы — зайцы, мельницы, птенцы.

Цо — цо — цо — деревцо, кольцо, крыльцо.

Ец — ец — ец — огурец, певец, пловец.

Ца — ца — ца — птица, улица, больница.

Дети получают билеты. На билетах картинки, в названии которых есть звук .

— Это вещи артистов цирка. Разложим их по сундукам. В первый сундук положите картинки, названия которых начинаются со звука , во вторую – в которых звук слышится в середине слова, в третью – картинки, в названии которых звук в конце. Дети выполняют задание на листочках и у доски с проверкой на экране телевизора.

— Закончи предложение подходящим словом. (По картинкам)

Мы подарим артистам много. (цветов). В сказочной стране много. (дворцов). Чтобы сделать салат нужно много. (огурцов). У девочки на платье много. (пуговиц). У царевны на пальцах много. (колец). На математике мы узнали много. (цифр).

6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

— Вы хотите быть фокусниками? Будем превращать большие предметы в маленькие. Измените слово так, чтобы в нем появился звук .

окно – оконце

дерево – деревце

лужа – лужица

блюдо – блюдце

Дело – дельце

Платье – платьице

Мыло – мыльце

Стихотворение – стихотвореньице

Расписание – расписаньице

Ружье – ружьецо

Сало – сальце

Здание – зданьице

Шило – шильце

Зеркало – зеркальце

Одеяло – одеяльце

Масло – маслице

Варенье – вареньице

Печенье – печеньице

Письмо – письмецо

Украшение – украшеньице

Угощение — угощеньице

7. Физминутка. Координация речи с движением.

Цирк зверей

Покажите мне скорей

Настоящий цирк зверей.

Кувыркается мартышка,

На машине едет мишка,

Как танцует нам фокстрот

Неуклюжий бегемот,

Словно шустрый белый мячик

Скачет по манежу зайчик.

Как гарцуют на площадке

Три нарядные лошадки,

А в конце, все как артисты,

Поклонились в пояс низко.

8. Слоговой анализ слова.

Пока звери выступали, их детеныши убежали из цирка и потерялись. Помогите малышам найти своих мам. Я отведу тигренка к тигрице.

Дети составляют аналогичные предложения со словами: медведица, волчица, львица, лисица, ослица, овца, курица, верблюдица.

Хорошо, что мы помогли родителям найти своих детей, ведь цирк уезжает на гастроли. Рассадите животных по вагонам. В слове лисица 3 слога. Лисица поедет в третьем вагоне.

Дети определяют количество слогов в словах и рассаживают животных в вагончики в соответствии с цифрой.

9. Работа над предложением.

— На память о цирке клоун дарит вам веселые картинки. Рассмотрите их и составьте предложения.

Дети составляют предложения по картинкам:

Дети пришли в цирк.

Дрессировщица учит тигров танцевать.

Фокусник достал из шляпы курицу и зайца.

Цирковые собачки знают цифры.

Жонглер подбрасывает вверх разноцветные блюдца.

Артистам подарили много цветов.

10. Подведение итогов. Оценка работы детей.

С каким звуком мы сегодня играли?

Дайте характеристику этому звуку.

Что вызвало затруднения?

Как вы оцениваете свою работу?

Что такое мягкие звуки?

Чтобы выяс­нить, что такое мяг­кие зву­ки, срав­ним два сло­ва и обра­тим вни­ма­ние на про­из­но­ше­ние их началь­ных звуков:«бок» и «бег»

В пер­вом сло­ве зву­чит звон­кий соглас­ный , в обра­зо­ва­нии кото­ро­го участ­ву­ют губы:бок

Начальный соглас­ный зву­чит доста­точ­но твёр­до. Сравним с про­из­но­ше­ни­ем вто­ро­го слова:бег

Первый звон­кий соглас­ный звук обо­зна­чен той же бук­вой «б», но зву­чит он несколь­ко по-другому. При его про­из­но­ше­нии спин­ка язы­ка устрем­ля­ет­ся к твёр­до­му нёбу, выги­ба­ясь мости­ком. По бокам язы­ка обра­зу­ют­ся узкие про­хо­ды для выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха, в резуль­та­те чего звон­кий соглас­ный при­об­ре­та­ет мяг­кость, или пала­таль­ность. Лингвистический тер­мин «пала­таль­ность» вос­хо­дит к латин­ско­му сло­ву palatum, что бук­валь­но зна­чит «нёбо».

Итак, в рус­ской речи раз­ли­ча­ют твёр­дые и мяг­кие соглас­ные звуки.

По срав­не­нию с твер­ды­ми соглас­ны­ми все мяг­кие зву­ки при обра­зо­ва­нии отли­ча­ют­ся доба­воч­ным уча­сти­ем языка.Мягкие соглас­ные — это шум­ные зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых име­ет­ся допол­ни­тель­ная арти­ку­ля­ция язы­ка к нёбу.

Мягкость

Мягкими могут быть лишь согласные звуки, термина «мягкие согласные буквы» в русском языке не существует, так как буква – это всего лишь символ алфавита.

Согласные звуки называют мягкими, потому что при произнесении таких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу, чтобы вызывает так называемую мягкость.

Чтобы понять, как определить мягкость согласного звука, нужно следить за движением языка при произнесении конкретного слова.

Мягкость как элемент транскрипции имеет свое обозначение: ’.

На письме мягкость выражается двумя способами:

  • с помощью гласных букв я, е, ё, и, ю, которые указывают на мягкость предыдущих согласных звуков;
  • с помощью мягкого знака (ь).

Согласный звук является мягким не из-за того, что после него стоят показатели мягкости, наоборот, после согласного звука ставятся показатели мягкости, если этот согласный звук является мягким.

Как определить мягкий согласный?

Кроме осо­бо­го зву­ча­ния, мяг­кий соглас­ный мож­но опре­де­лить в пись­мен­ной речи. На мяг­кость соглас­но­го ука­зы­ва­ют сле­ду­ю­щие признаки:

1. после мяг­ких соглас­ных пишут­ся бук­вы «е», «ё», «и», «ю», «я»:

  • лес
  • пёс
  • мир
  • плюш­ка
  • мята .

Исключение состав­ля­ют заим­ство­ван­ные сло­ва, в кото­рых соглас­ные зву­чат твёр­до даже перед бук­вой «е»:

  • дель­та
  • ате­лье
  • тен­нис
  • каба­ре
  • кафе
  • энер­гия

2. мяг­кость соглас­ных выра­жа­ет осо­бый зна­чок, кото­рый не обо­зна­ча­ет зву­ка, — «ь»:

  • косьба
  • восемь
  • якорь
  • скользкий

3. соглас­ные смяг­ча­ют­ся перед неко­то­ры­ми после­ду­ю­щи­ми мяг­ки­ми соглас­ны­ми , , , , , , :

  • жизнь
  • после
  • мостик
  • зонтик
  • бето́нщик
  • ворчу́н .

Этот фоне­ти­че­ский про­цесс пере­да­чи мяг­ко­сти одно­го зву­ка дру­го­му назы­ва­ет­ся упо­доб­ле­ни­ем, или асси­ми­ля­ци­ей (лат. assimilatio — «упо­доб­ле­ние»).

Имеем в виду, что эта при­об­ре­тён­ная мяг­кость соглас­ных не пере­да­ёт­ся в пись­мен­ной речи.

После букв, обо­зна­ча­ю­щих мяг­кие соглас­ные зву­ки, мяг­кий знак не пишет­ся в соче­та­ни­ях нч, нщ, чк, рч, рщ и др.

Скачать ста­тью: PDF

Рубинчик Людмила Ивановна

Нарушения произношения

Из-за сложности строения звука «Ц» у детей часто возникают трудности с воспроизведением. Их принято разделять на такие виды:

  1. Межзубный.

    Произнесение фонемы происходит с неправильным положением языка. Орган высунут между передними и верхними резцами. Звучание получается шепелявое.

  2. Призубной. Кончик языка делает упор в центральные резцы. Орган упирается одинаково в верхние и нижние зубы. Такое положение образовывает смычку. Через нее проходит воздушная струя на выдохе. Получаеттвердый или мягкий «Т» (царевна – Таревна или Тяревна).
  3. Губно-зубной. Органы артикуляционного аппарата принимают положение характерное для фонемы «С». Нижняя губа приподнята. Образовывается небольшая щель между резцами. Через нее выходит воздушная струя. Получается замена «Ц» на «С» или «Ф» (царь – Сарь или Фарь).
  4. Шипящий. Язык оттягивается назад. Речевой орган лежит внизу полости рта. При произношении напрягается. Его спинка тянется к небу. Воздушная струя выходит через промежуток между спинкой и небом. Образовывается звучание похожее на мягкий «Ш» (цепь – Шепь).
  5. Свистящий. Звук «Ц» заменяется на «С». Органы речи становятся в соответственное положение. Язык своим кончиком делает упор в нижние резцы. На спинке органа получается выемка. По ней проходит воздушная струя, образовывая звучание фонемы «С».
  6. Боковой. Кончик речевого органа касается альвеол (область за верхними резцами). При этом сам язык может располагаться под наклоном в любую сторону. Воздушная струя выходит в соответствии с положением органа. Также при боковом произношении возможен выход воздуха одинаково с двух сторон, как при звуке «Л».
  7. Носовой. Дефект происходит из-за неправильного дыхания. Воздух при выдохе проходит через носовые ходы. Язык напрягается. Кончик оттягивается назад. Орган расположен внизу ротовой полости. Звучит «Х» с гнусавым оттенком (цапля-ХНапля).

Конспекты логопедических занятий.

  • Учитель. Посмотрите, кто это прячется в зелёной травке? Да это же второй ёжик, зелёный, пришёл с вами познакомиться. Возьмите в руки зелёный мячик — ёжик. Нажмите на него. Какой он. Дети. Мягкий. Учитель. Есть такие согласные звуки, которые мы называем мягкими? Дети. Есть. Учитель. Кто может назвать такие звуки? Дети называют. Учитель. Наш зелёный ёжик принёс вам зелёные как травка камешки. Прислушайтесь, что я скажу: мягкий звук, мягкий мячик, мягкая травка. Давайте сравним эти фразы. Есть в них похожие слова? Дети. Есть. Учитель. Назовите их? Дети. Мягкий — мягкая. Учитель. Можно ли сказать так: звук мягкий, как зелёная травка? Дети. Можно. Учитель. Теперь, когда я буду просить вас назвать мягкий согласный звук, вы можете вспомнить о мягком мячике-ёжике и зелёной травке, и это вам поможет избежать ошибки. Пожалуйста, возьмите в руку мягкий мячик — ёжик и назовите какой-нибудь мягкий согласный звук. Дети по очереди выполняют задание.

Физкультминутка

Материал с сайта

Наши ёжики трудились и ужасно уморились,

чтобы стало веселей нужно отдохнуть скорей!

Мы — веселые ежатки, Мы играем шумно в прятки . Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к звонку. И друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем, Рожицы состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри. Раз, два, три!

Учитель. Продолжим, положите, пожалуйста, мягкий зелёный мячик слева от твердого синего мячика. Положите перед собой листочки с таблицами, в которых написаны слова, а внизу пустые клеточки. Дети выполняют задание.

Учитель. Сделаем цветные дорожки с помощью наших камешков. Достаньте из коробочки синие камешки льдинки и положите их справа от твердого голубого мячика-ёжика. Дети выполняют задание. Учитель. Достаньте из коробочки зеленые как травка камешки и положите их слева от мягкого зелёного мячика, они будут обозначать мягкие согласные звуки. Дети выполняют задание. Учитель. А сейчас посмотрите внимательно на свои листочки со словами. В наших словах есть согласные звуки: то твердые, как камешек, то мягкие, как травка. А вы будете укладывать синие или зеленые камешки на клеточки. Начинать укладку дорожек надо с лева направо, с квадратика под первой буквой слова. Если вы увидите твердый согласный звук, какого цвета камешек вы положите? Дети. Синий. Учитель. Почему? Дети. Потому что синие камешки лежат около твердого мячика, и обозначают, твердый согласный звук. Учитель. Если вам встретится мягкий согласный звук, какого цвета камешек вы положите? Дети. Зеленый. Учитель. Почему? Дети. Зеленые камешки лежат около мягкого зелёного мячика и обозначают мягкий согласный звук. Дети выполняют задание. Аналогичную работу проделывают со всеми словами напечатанными на листочках.

Материал с сайтаИтог занятия Учитель.Ребята, давайте сыграем в игру с нашими ёжиками-мячиками. Садитесь вокруг стола. К кому прикатится голубой ёжик — называет слово с твёрдыми гласными, к кому зелёный — называет слово с мягким гласным звуком.

Вы сегодня хорошо занимались, и я хочу вам вручить улыбающиеся смайлики. Спасибо за работу, до встречи на следующем занятии.

Характеристики звука и буквы

Первое, что хочется узнать – ц твердая или мягкая. В русском языке существует правило, согласно которому мягкость и твердость определяется стоящим за ним гласным звуком. Но из правила есть исключение.

Для буквы ц какой звук определяется не гласной буквой, а незыблемой нормой русского языка. Она всегда твердая. Утверждение касается любых слов, даже таких, как «цирк» или «цыпленок». Для читателя вопрос о том, буква ц мягкая или твердая перестал стоять настолько остро. Ответ известен.

Малышам для запоминания буквы ц можно предложить ее раскрасить.

Раскрась букву ц

Впрочем, это не единственная характеристика звука ц. Попробуем определить звонкая буква или глухая. Постараемся крикнуть букву «ц». Не получится. Причина в том, что глухой звук ц, характеристика еще одна найдена.

Буква ц обозначает глухой звук ц и является согласной.

Читателю известно, что ц всегда твердая, найден ответ на вопрос звук ц твердый или мягкий. В разговорной речи разницы особой не существует между глухими и звонкими частями слова. Они произносятся почти одинаково по форме, но содержательно различаются очень сильно.

Другие характеристики буквы ц:

  1. Непарная. Наверное, самая интересная характеристика буквы ц. Часть букв в русском языке образует пару глухих и звонких. Например, буквы «т» и «д» или «к» и «г». Но в случае с буквой «ц» известная закономерность рушится. В чем причина? Выше мы говорили о звуке «ц». Это не совсем правильно с точки зрения русского языка. Нам с читателем пришлось пойти на небольшое упрощение, чтобы донести мысль. В русском языке не существует звука «ц». То, что таким кажется состоит из двух других «т» и «с», которые соединились вместе. Историки не знают когда это произошло.
  2. Встречается в славянских алфавитах. Знакомая с детства печатная буква ц встречается в украинском, белорусском, болгарском, македонском, сербском алфавите. Правда, надо знать как пишется буква ц во всех этих алфавитах. Правила написания могут незначительно меняться. Порядковый номер тоже не одинаковый. В русском языке буква «ц» занимает 24 место, но в болгарском занимает место на одну ступень повыше, а в белорусском на шаг пониже.

Как целоваться в губы?

Действовать постепенно.

Сходу «падать на губы» с глубоким поцелуем не рекомендуется. В телевизионных мелодрамах такие кадры проскакивают часто. Однако жизнь — не кино, есть риск попасть в неловкую, даже травмоопасную ситуацию. Можно хорошенько удариться зубами, защемить губу, прикусить язык. А если партнер дернется от неожиданности, то количество потенциальных травм возрастет.

Хорошо бы начать с более мягкого, легкого варианта, постепенно наращивая нажим, темп, если есть желание.

Не забывать о кончиках и контурах губ.

Часто целующиеся обращают внимание только на одну губу или обе губы целиком, не прикасаясь к их отдельным сегментам. И зря

Подарить легкий поцелуй в уголок рта — значит выразить свою привязанность, заботу, нежность.

Пощекотать контуры — проявить игривость, добавить кокетства.

А можно аккуратно провести языком по внутренней стороне верхней губы и обнаружить еще одну эрогенную зону.

Экспериментировать.

Основное действие при поцелуях — соприкосновение губ, их обхватывание. Однако если ограничить весь список потенциальных движений только двумя шагами, целование перестанет быть искусством.

Желательно менять техники. Не только силу нажима или длительность, но и другие особенности. Задействовать язык, пробовать покусывание, посасывание губ, их трение. Для тех, кто хочет чего-то необычного, подойдет эскимосский поцелуй или «порхание бабочки».

Пройти тест Фрейда

Стараться немного сдерживать звуки.

Все сталкивались с непонятными звуками, когда целовались. Чваканье, чмоканье, чавканье, другие похожие шумы могут вызвать смех или сбить романтическое настроение.

Полностью акцентировать внимание на создании тишины необязательно. Однако слегка сдержать парочку звуков можно

Для этого достаточно расслабить губы и стараться меньше вытягивать их вперед трубочкой.

Использовать дыхание.

Оно привносит новые ощущения в стандартные действия. Нет, дышать, как паровая лошадь, все же не лучшая идея. А вот делать это аккуратно, мягко согревая щеку или губы партнера — отличный способ улучшить свое мастерство, подарить новую порцию удовольствия.

А легкое дуновение на шею, затылок или за ухо вызывает приятную дрожь.

Запоминаем дальше

Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании.

Бобр – беленький, вьюга – вратарь, город – гелий, подъезд – дьяк, жираф, зима – зубы, кит-кот, лошадь – лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход – перерыв, решение-роман, сова – семья, торт – тема, фильм-фотография, халва – схема, цыплёнок, шапка.

Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые

Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые

Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.

Советы родителям

Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.

Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.

Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка

Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков

Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.

Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий

Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения

Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.

Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!

Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.

Удачного и легкого обучения!

Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков

На конце слова мягкость согласных звуков обычно обозначается ь. Усвоение данного вила учащимися основано на различении мягких и твердых согласных звуков. Поэтому ознакомление с правилом проводится путем сопоставления по смыслу и по звучанию слов с твердым и мягким согласными звуками на конце: угол — уголь, мел — мель и т. п. Отсутствие ъ показывает, что согласный звук твердый; если согласный звук мягкий, то после согласной буквы пишется ь.

Важно, чтобы при записи слова учащиеся опирались на его произношение. Ход их рассуждения может быть таким: в слове уголь на конце мягкий звук л, поэтому пишу ь

Большую трудность представляет для первоклассников усвоение правила об употреблении ь в середине слова. Известно, что в середине слова мягкость согласного звука, который стоит перед согласным, обозначается ь или совсем не обозначается (коньки, песня). Как отмечается в программе, в I классе учащиеся знакомятся только с некоторыми случаями употребления ь в середине слова: 1) ь пишется после буквы л для обозначения мягкости звука л, например: пальто, стальной, пальцы, мальчик; 2) ь обозначает мягкость согласного звука, который стоит перед твердым, например: письмо, борьба, зорька. Поскольку мягкость согласного звука, который стоит перед мягким, не всегда обозначается на письме ь, подобные случаи в начальных классах не рассматриваются. Первоклассники учатся писать с ь в середине слова типа деньки, зверьки, маленький, опираясь на произношение (слышится мягкий согласный звук). В начальных классах не объясняется, почему в словах песня, червяк, жизнь, есть, болезнь, скатерть, разве и т. п. не пишется в середине ь, хотя и произносится мягкий согласный звук. Написание подобных слов учащиеся начальных классов запоминают.

Особое место в I классе отводится формированию умения писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Дети узнают уже в букварный период, что звуки ж, ш — всегда твердые. Однако после букв ж, ш пишется буква и и никогда не пишется буква ы. Таким образом, здесь написание не соответствует произношению. Написание сочетаний жи. ши с буквой и является исключением из правила, с которым знакомятся первоклассники: после твердых согласных пишутся буквы а, о, у, э, ы, после мягких — я, ё, ю, е, и.

Нужно обращать внимание детей на то, что после букв ж, ш никогда не пишется буква ы. Расхождение между написанием и произношением наблюдается также и в сочетаниях ча, ща, чу, щу

Звуки ч, щ всегда мягкие. По традиции сочетания ча, ща пишутся с буквой а, сочетания чу, щу пишутся с буквой у, хотя независимо от написания в данных сочетаниях всегда произносятся мягкие согласные звуки

Расхождение между написанием и произношением наблюдается также и в сочетаниях ча, ща, чу, щу. Звуки ч, щ всегда мягкие. По традиции сочетания ча, ща пишутся с буквой а, сочетания чу, щу пишутся с буквой у, хотя независимо от написания в данных сочетаниях всегда произносятся мягкие согласные звуки.

В процессе работы над написанием слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, учитывая характер орфограммы, целесообразно вначале проводить зрительные, а также зрительно-слуховые упражнения, позднее — слуховые.

Проверить написания парных согласных в корне, или в конце слова?

Когда произносят звуки, то иногда слышатся чаще глухие звуки. Но несмотря на это писать следует правильную букву. Все буквы в словах не могут меняться. Даже несмотря на то, что слышится другой звук. Чтобы удостовериться, верно ли написано слово, понадобится изучить некие правила. Благодаря им станет понятно, какой звук употребляется в слове глухой или звонкий, будет исключена возможность замены парных согласных звуков.

Парные согласные звуки: правило

Правила для проверки написания глухих, звонких согласных звуков:

  1. В корне при написании буквы не меняются, чтобы проверить правописание той или иной буквы, надо подобрать однокоренное слово в другой форме. Если после сомнительной согласной будет стоять гласная, то вы определитесь какую букву писать звонкую или глухую.
  2. Легко определить какая согласная пишется в том или ином слове, когда после нее стоит сонорный согласный: й, р, м, л, н.

Примеры: чтобы не сделать ошибку, в слове сугроб(п), понадобится изменить это слово, чтобы в конце была гласная: в сугробах. Слово глаз(с), проверочное: глаза, обоз(с) — обоза, код(т) — кода, чат(д) — чаты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector