Прикорм и докорм ребенка до года

Рекомендации ВОЗ:

«Исключительное грудное вскармливание полностью удовлетворяет пищевые потребности большинства грудных детей примерно до возраста 6 месяцев.
Однако по мере того, как ребенок становится старше, больше и активнее, пищевые потребности уже не могут удовлетворяться одним грудным молоком. Для заполнения разрыва между тем, что обеспечивает грудное молоко, и суммарными пищевыми потребностями грудного ребенка нужно специальное переходное питание – продукты для прикорма, специально предназначенные для удовлетворения особых пищевых и физиологических потребностей ребенка.

Введение переходного питания не означает прекращения кормления грудью или смесью. Наоборот, в первый год жизни грудное молоко или смесь должно оставаться одним из главных источников пищи, и желательно, чтобы к концу первого года оно обеспечивало от одной трети до половины среднего суммарного потребления энергии.

Цель прикорма – обеспечить дополнительную энергию и питательные вещества, но в идеале он не должен вытеснять грудное молоко в течение первых 12 месяцев!

Дети физически способны потреблять продукты с семейного стола к возрасту 1 года, после чего эти продукты больше не нужно модифицировать для удовлетворения особых потребностей грудного ребенка.

Для того чтобы обеспечить удовлетворение потребностей растущих детей в энергии и питательных веществах, им нужно предлагать широкий ассортимент продуктов с высокой пищевой
ценностью. Кроме этого, вполне возможно, что, когда детям предлагается более разнообразный рацион питания, это улучшает их аппетит.»

Когда начинать ввод прикорма

  1. Возраст 5-6 месяцев (лучше все-таки в 6, не раньше и не позже).
  2. Удваивание веса от рождения.
  3. Ребенок умеет сидеть. Он может наклониться к ложке или отвернуться от нее, уверенно вертит головой.
  4. Ребенок крепко держит в кулачке маленькую вещь и может целенаправленно засунуть ее в рот.
  5. Ребенок проявляет большой интерес к питанию родителей и просит попробовать.
  6. Прорезывание первых зубов.
  7. Исчезновение защитного рефлекса «выталкивания» языком твердых частичек пищи. Этот рефлекс ослабевает к 6-ти месяцам. У некоторых детей он может задержаться до года и даже до трех лет.
  8. Прикорм предлагают только здоровому ребенку. Противопоказаниями к вводу прикорма являются: аллергические проявления, подготовка к прививкам и период после прививок, кишечные болезни, восстановительный период после болезней ЖКТ.

С чего начинать ввод прикорма

По показаниям, когда ребенок плохо набирает массу тела или имеется тенденция к изменению частоты и консистенции стула, врачи рекомендуют в качестве первого прикорма ввести кашу, а затем уже овощное пюре. Думаю, в первую очередь стоит разобраться с причинами недобора веса, каши проблему вряд ли решат!
Лучше всего начинать вводит прикорм в дневное кормление, чтобы в течение дня проследить за реакцией ребенка.
Советую к 6 месяцам иметь примерный распорядок дня и кормлений, а именно определенные интервалы между кормлениями (в норме 4 часа). Вам будет проще ориентироваться с приготовлением пищи и у ребенка к следующему кормлению будет появляться чувство голода. Как вводить правильный распорядок дня детям до года.

Возможные ошибки родителей

Желая как можно быстрее научить ребенка жевать, родители нередко допускают ошибки, из-за которых малыш отказывается есть предлагаемую ему пищу. Рассмотрим, в чем может быть дело.

  • Попытка дать малышу кусочки, по размеру превосходящие полагающихся ему по возрасту. У ребенка срабатывают сосательный и защитный рефлексы, из-за которых инородные частицы выталкиваются языком, может возникнуть рвота.
  • Позднее начало прикорма. Некоторые мамы полагают, что ребенка можно кормить исключительно грудным молоком вплоть до года. Кроха привыкает к такому питанию, поэтому жевательный рефлекс у него оказывается совершенно несформированным.
  • Необходимо помнить, что каждый ребенок – индивидуальность, обладающая собственным вкусом. Поэтому если младенец отказывается от какого-либо продукта, возможно, он ему просто не нравится.

Психологи полагают, что отказ от приема пищи из ложки может быть связан с негативными ассоциациями, которые у ребенка вызывает этот столовый прибор (например, если незадолго до этого из ложки ему приходилось принимать лекарства).
Некоторые мамы и папы стараются как можно быстрее приучить ребенка жевать твердые кусочки, вводя новые продукты в его рацион чуть ли не ежедневно
Но подобная практика может вызвать отторжение и рвоту.
Следует обратить внимание на размер ложки: если она очень велика для небольшого ротика, малыш также будет испытывать дискомфорт и откажется от пищи.
Вызвать рвотный рефлекс способна и неправильная техника кормления, глубокое введение ложки в ротовую полость

Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением
Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка

Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением
Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка

Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением

Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка

Таблица прикорма грудных детей

Примерная таблица прикорма грудничков для жителей РФ создана на основе рекомендаций ВОЗ. Но следует помнить от том, что ВОЗ дает только общие рекомендации, а задача любой мамы исходить из особенностей ребенка. Как таковой таблицы не существует. Есть особенности прикорма по воз, которые включают педагогический и педиатрический прикорм.

Педагогический заключается в том, что родители берут малыша и предлагают ему разные продукты со стола в микродозах, чтобы понять, что ему действительно нравится.

Педиатрический прикорм – это постепенный ввод продуктов по определенной схеме: овощи, каши и другие продукты. В таблице указано что и в каком количестве желательно давать ребенку в определенном возрасте.

Прикорм следует вводить наряду с грудным вскармливанием. Сначала ребенку дают пюре, творог или кашку, а затем уже докармливают грудным молоком.

Некоторые сложности могут возникнуть, когда вскармливание смешанное, и лактация у матери снижена. Тогда для ее повышения грудь ребенку дают до прикорма.

Когда ребенку исполнится год, кормить его станет немного проще, так как он будет готов есть пищу с общего стола. Но кроме трех основных приемов пищи необходимы дополнительные – второй завтрак, полдник. Меню должно быть достаточно разнообразным. Наряду с картофелем, мясом, рыбой, включают бобовые, свежие овощи, фрукты.

Грудное вскармливание

Исключительное грудное вскармливание в течение шести месяцев имеет много преимуществ для детей грудного возраста и их матерей. Основными из них являются защита от желудочно-кишечных инфекций, наблюдаемая не только в развивающихся, но и в промышленно развитых странах. Благодаря раннему началу грудного вскармливания – в течение часа после рождения ребенка — обеспечивается защита новорожденного от инфекций и снижается смертность новорожденных. Риск смерти в результате диареи и других инфекций может быть более высоким среди детей, находившихся ранее на частичном грудном вскармливании или вообще не находившихся на грудном вскармливании.

Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ для детей в возрасте 6-23 месяцев. Оно может обеспечивать половину или более всех энергетических потребностей ребенка в возрасте 6-12 месяцев и одну треть энергетических потребностей ребенка в возрасте 12-24 месяцев. Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ во время болезни и способствует снижению смертности среди детей, испытывающих недостаточность питания.

Дети и подростки, находившиеся в грудном возрасте на грудном вскармливании, с меньшей вероятностью имеют избыточный вес или страдают от ожирения. Кроме того, они демонстрируют более высокие результаты тестов на интеллектуальное развитие и лучшую посещаемость школ. Грудное вскармливание связано с более высоким доходом во взрослой жизни. Улучшение развития детей и снижение расходов на здравоохранение путем грудного вскармливания приводит к экономическим преимуществам как для отдельных семей, так и на национальном уровне (1).

Более длительное грудное вскармливание способствует также укреплению здоровья и благополучия матерей; оно снижает риск развития рака яичников и молочной железы и позволяет делать перерывы между беременностями — исключительное грудное вскармливание детей в возрасте до шести месяцев оказывает гормональное воздействие, которое часто вызывает отсутствие менструаций. Это естественный (хотя и ненадежный) метод предупреждения беременности, известный как метод лактационной аменореи.
Необходимо оказывать поддержку матерям и семьям для обеспечения оптимального грудного вскармливания их детей. Действия, позволяющие защитить, укрепить и поддержать грудное вскармливание, заключаются в следующем:

  • принятие политики, такой как Конвенция Международной организации труда по защите материнства № 183 и Рекомендация № 191, дополняющая Конвенцию № 183 путем предложения более длительного отпуска и более значительных преимуществ;
  • Международный свод правил сбыта заменителей грудного молока и последующие соответствующие резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения;
  • осуществление Десяти принципов успешного грудного вскармливания, изложенных в Инициативе по созданию в больницах благоприятных условий для грудного вскармливания, в том числе таких как:
    • обеспечение контакта «кожа к коже» между матерью и ребенком сразу же после родов и начало грудного вскармливания в течение первого часа жизни ребенка;
    • грудное вскармливание по требованию (то есть так часто, как того хочет ребенок, днем и ночью);
    • совместное пребывание в одной палате (позволяющее матерям и грудным детям находиться вместе 24 часа в сутки);
    • детям не следует давать дополнительные пищевые продукты или питье, даже воду.
  • вспомогательные службы здравоохранения, обеспечивающие консультирование по вопросам кормления детей грудного и раннего возраста при всех контактах с лицами, осуществляющими уход, и детьми раннего возраста: во время дородового и послеродового наблюдения, посещений на дому здоровых и больных детей и иммунизации; и
  • поддержка со стороны сообщества, включая группы поддержки матерей и мероприятия по укреплению здоровья и санитарному просвещению на уровне отдельных сообществ.

Распространению практики грудного вскармливания в значительной мере способствуют вспомогательные мероприятия, и уровни распространенности исключительного и длительного грудного вскармливания могут быть улучшены в течение нескольких лет.

Таблица введения прикорма

Кормление материнским молоком сохраняется в максимально возможных количествах, когда начинается ввод новых продуктов. Малыши на ИВ должны получать с 8 месяцев 1-2 чашки коровьего молока. Более подробную схему питания можно найти в таблицах, составленных специалистами в области педиатрии.

Всемирная организация здравоохранения указывает на важность следующих моментов:

  • Сложно соблюсти баланс при переходе на новые продукты. Не только организм ребенка тяжело справляется с усвоением новых видов пищи, но и сама еда может быть недостаточно питательна. Эксперты Всемирной организации здравоохранения отмечают, что многие детки до 5-летнего возраста не получают необходимое количество питательных и энергетических продуктов. Рацион ребенка должен быть сбалансированным и полноценным, а также предлагаться в достаточном количестве.
  • Безопасность продуктов. При готовке еды необходимо сделать ее максимально безопасной для малыша. Правильно приготовленная пища снизит риск возникновения кишечных инфекций.
  • Интерес к новому поощряется. Имеющийся у малыша интерес к новым видам пищи следует поддерживать и развивать, помогая ему познакомиться с новыми видами продуктов.

Почему ребенок не жует в положенное время

Причин отсутствия жевательного рефлекса у детей в 2 года и старше много. Некоторые из них легко исправить, приложив определенные усилия, другие могут носить патологический характер.

Причины отсутствия жевательного рефлекса:

  1. Рано завершившееся грудное, смешанное или искусственное вскармливание с рождения.

Доказано, что дети, питающиеся исключительно грудным молоком, имеют более развитый челюстной аппарат, раньше овладевают речью и не испытывают трудностей при переходе на твердую пищу. Дело в том, что для получения молока из материнской груди им приходится прикладывать большие усилия, напрягая язык и остальные мышцы. Дети же, получающие смесь, привыкли к легкому получению пищи.

  1. Неправильно организованное кормление.

Рацион ребенка должен составляться согласно графику, разработанному педиатрами. Пищу, измельченную кусочками, рекомендуется вводить после 9 месяцев, но не позднее года.

Естественно, после жидких каш и пюре, малыши тяжело воспринимают такой вид пищи: выплевывают, глотают кусочки либо вовсе отказываются от еды. Заботливые и любящие родители стремятся обязательно накормить свое дитя, поэтому продолжают измельчать продукты блендером долгое время.

Ребенок привыкает не прикладывать усилий, чтобы наесться, поэтому в 2 года продолжает есть пюре из баночек. То же самое можно отнести и к родителям, у которых мало свободного времени, чтобы вовремя научить малыша жевать.

  1. Отсутствие приспособлений для облегчения прорезывания зубов на первом году жизни.

Малыш теряет жевательный рефлекс к одному году полностью в этом случае.

  1. Лень ребенка, появившаяся из-за потакания родителей его капризам.

Малыш начинает плакать, когда получает твердую пищу, и мама сразу дает ему пюре.

  1. Резкое переведение ребенка на твердые виды пищи.

Такой процесс вызывает стресс у детей, и они категорически отказываются от любой еды.

  1. Чрезмерная активность малыша.

Такие дети постоянно находятся в движении, привыкают есть очень быстро, чего с твердой пищей сделать невозможно.

  1. Введение прикорма позже положенного времени (после полугода).

Ребенок привыкает пить смесь из бутылочки или молоко из материнской груди.

  1. Заболевания органов пищеварительного тракта, воспалительный процесс во рту или гортани.

Причиной того, что малыш не может в положенное время жевать твердую пищу, могут быть отклонения в физическом развитии, слабость мышц лица. Дети с такими проблемами сегодня не редкость. Связано это с плохой экологической ситуацией, генетикой, питанием и образом жизни будущих мам либо осложненными родами.

С каких продуктов надо начинать

Кто-то считает, что первый прикорм начинается с овощей, другие уверены, что это фрукты, ну а третьи настаивают на том, что впервые прикармливать малыша нужно кашей, приготовленной на грудном молоке.

По правилам введения прикорма по Комаровскому начинать прикорм лучше с кефира. Специалист объясняет это тем, что с рождения пищеварительная система ребенка успела привыкнуть к молочной продукции, и кефир является их ближайшим аналогом.

К тому же, кефир содержит массу кисломолочных бактерий, которые укрепляют иммунную систему и снижают вероятность развития кишечных инфекций. Кефир качественно снижает нагрузку на еще не окрепшую печень грудничка и положительно влияет на процессы пищеварения в организме.

Схема введения прикорма по Комаровскому рекомендует введение нового продукта в утренние часы, постепенно замещая им основное кормление ребенка. В первый раз для пробы грудничку предлагается совсем немного кефира — не более 2 чайных ложек. Если негативные реакции со стороны организма отсутствуют, в следующие дни дозу кефира можно смело повышать, до тех пор, пока ребенок не начнет съедать по 150 мл за целое кормление без докорма.

Через 5-7 дней после этого в рацион ребенка вводится второй новый продукт — творог. Безусловно, вводится он на фоне относительного здоровья грудничка и отсутствия у него побочных эффектов на новую пищу. Шестимесячному малышу достаточно употреблять 30 гр творога каждый день, с 9 месяцев эта цифра увеличивается до 50 гр. Если в натуральном виде творог малышу категорически не нравится, доктор Комаровский советует добавить в него небольшое количество сахара.

После того, как ребенок привыкнет к кефиру и творогу, то есть кисломолочная продукция будет заменять у него одно утреннее кормление (обычно на это уходит 10 дней), врач советует ввести в детский рацион молочно-крупяную кашу (рисовую, овсяную или гречневую), заменив ею вечернее кормление.

Схема прикорма по Комаровскому рекомендует введение овощей и фруктов только к 8 месяцу жизни малыша. При этом начинать нужно с овощных отваров и только после них можно предлагать грудничку овощное пюре или суп. Через 2 недели в рацион можно добавить желток яйца и мясо, соответственно таблице прикорма по Комаровскому по месяцам.

Естественный прикорм

Это грамотное сочетание обоих подходов, с ориентацией на вашего малыша. И на мой взгляд, естественный прикорм – это идеальный вариант. Возникает закономерный вопрос, с чего начать прикорм и что же нужно делать?

Во-первых, нужно развивать и поддерживать пищевой интерес у ребёнка. Брать с собой за стол во время приема пищи, давать пробовать широкой соломкой нарезанные морковь, огурец или яблоки. И начинать прикорм только когда у ребенка появился пищевой интерес, когда ему интересна еда, он пытается отобрать у вас ложку. Начать можно с того, что обмакнуть ложку в пюре и дать ребёнку попробовать. Также не бойтесь кусочков, дети в состоянии прожевать микродозы гречки, риса или кусочек картошки из вашего супа.

Главное, не надо насильно пытаться накормить малыша.

Кормлением насильно вы только вызовите негативные ассоциации, и, в дальнейшем, когда заставлять будет сложно, вы получите ребёнка, который очень мало ест. Возможно, кто-то помнит такие печальные опыты из своего детства (я, например, теперь не ем клёцки, калину и супы пюре, а многие взрослые с трудом переносят овсянку – привет воспитателям из детского сада).

Не настаивайте на каком-то определённом виде продукта, ребёнок сам знает, что нужно его организму. Он может месяц есть овощи и отказываться от каши, а потом есть каши и мясо, но не есть овощи, и это нормально. Почему беременные хотят мела или побелки – потому что организму не хватает кальция. Так и ребёнок знает, чего ему не хватает сейчас и из каких продуктов это можно получить. Не ест каши? Попробуйте недели через две!

А сейчас хочу привести вам нормы ВОЗ по введению прикорма малышам (информация ниже – с официального сайта Всемирной организации здравоохранения).

Прикорм

Примерно в возрасте шести месяцев потребности ребенка в энергии и питательных веществах начинают превышать тот уровень, на котором они могут быть удовлетворены грудным молоком, и введение прикорма становится необходимым. В этом возрасте ребенок готов к употреблению других пищевых продуктов и по своему развитию. Не введение прикорма по достижению ребенком возраста шести месяцев или ненадлежащее введение прикорма могут сказаться на росте ребенка. Руководящие принципы по надлежащему прикорму заключаются в следующем:

  • продолжайте частое, по требованию, грудное вскармливание до достижения ребенком двухлетнего возраста или больше;
  • проявляйте чуткость при кормлении ребенка (например, непосредственно кормите детей грудного возраста и помогайте детям более старшего возраста. Кормите медленно и терпеливо, поощряйте, но не принуждайте, разговаривайте с ребенком и сохраняйте с ним зрительный контакт);
  • практикуйте надлежащую гигиену и надлежащее обращение с пищевыми продуктами;
  • начинайте в возрасте шести месяцев с небольших количеств пищевых продуктов и постепенно увеличивайте их по мере того, как ребенок становится старше;
  • постепенно повышайте консистенцию пищи и делайте ее более разнообразной;
  • увеличивайте число кормлений ребенка – 2-3 раза в день для детей в возрасте 6-8 месяцев и 3-4 раза в день для детей в возрасте 9-23 месяцев с 1-2 дополнительными перекусываниями по желанию ребенка;
  • по мере необходимости используйте для прикорма обогащенные пищевые продукты или витаминно-минеральные добавки; и
  • увеличивайте количество питья, в том числе с помощью грудного вскармливания, и предлагайте мягкую, любимую пищу.

Вводим фруктовое пюре

Если вы можете похвастаться хорошим развитием своего малыша, то не торопитесь вводить фруктовое пюре до полугода. Но бывают случаи, когда ввести фрукты в рацион необходимо раньше: например, если ребенок страдает регулярными запорами или анемией. Фруктовое пюре обогащает рацион малыша теми же пищевыми веществами, что и соки, только в больших количествах.

Первое фруктовое пюре должно быть однокомпонентым (из одного фрукта) — пусть это будет яблочное или грушевое пюре. Также как и с другими продуктами, необходимо подождать реакции организма на новый продукт (обычно до 4 дней). Спустя несколько дней к знакомому пюре уже можно будет добавить второй, третий фрукт. После яблочного можно попробовать сливовое, абрикосовое, банановое. Не следует слишком увлекаться экзотическими фруктами: они практически всегда аллергенны, да и перевариваются хуже.

Летом и осенью можно делать пюре из свежих фруктов дома, а зимой и весной использовать пюре промышленного производства. Некоторые производители обогащают свой продукт витамином С, железом и т.д. Если прочитав этикетку, вы обнаружите в составе крахмал или муку, пектины или карагенан — не удивляйтесь — это формообразователи, придающие более густую консистенцию пюре.

Кроме фруктовых пюре производители выпускают еще и комбинированные: фруктово-овощные (с добавлением моркови или тыквы), фруктово-зерновые (помимо фруктов добавляют еще и овсяную, рисовую муку или хлопья), фруктово-молочные (с добавлением сливок, йогурта, творога).

Начинать нужно примерно с 1 ч ложки пюре, наблюдая за реакцией организма крохи, и постепенно увеличивать дозу. К году малыш может съедать около 100г пюре в день.

Совет: обычно малыш не съедает все содержимое баночки за раз и мамы оставляют баночку в холодильнике до следующего раза. Но даже через закрытую крышку и в холодильнике в баночку могут проникнуть микробы — тогда не избежать кишечной инфекции. Лучше съешьте оставшееся сами — лучше будете знать вкус блюд, которыми кормите малыша.

10 правил введения прикорма[1]

  1. Прикорм дается с ложки.
  2. Прикорм дают в первой половине дня, можно добавлять в прикорм грудное молоко.
  3. До и после того, как ребенок поел прикорм, нужно немного покормить его грудным молоком или детской смесью.
  4. Во время кормления малыш должен находиться в вертикальном положении на руках или на коленях у матери, или в стульчике для кормления
  5. Каждый продукт для прикорма начинают вводить с 1 чайной ложечки, постепенно доходя до полной порции. После того, как ребенок научился есть однокомпонентный прикорм, можно вводить в детское меню прикорм из нескольких продуктов.
  6. Прикорм должен быть свежим, однородным, температуры тела.
  7. Первый прикорм – каши или овощные пюре.
  8. Неострые овощи – идеальное начало прикорма. Овощи вводят раньше, чем фрукты.
  9. С 6-ти месяцев в прикорм вводятся продукты, богатые железом. Цельное молоко и молочные продукты можно давать с года, рыбу – з 8-10 месяцев, а яичный желток – с 7-ми месяцев.
  10. После появления у малыша зубов, однородный прикорм постепенно заменяют продукты, нарезанные небольшими кусочками.

Первые каши

Если вес ребенка существенно меньше нормы, ВОЗ рекомендует начать прикорм с немолочных каш. Для грудничков каши готовят только немолочными, несолеными, полужидкими, абсолютно однородными по консистенции. Первые каши готовятся из крупяной муки (перебранную и промытую крупу тщательно перемалывают и измельчают).

Предлагается следующая последовательность введения круп: гречневая, рис, кукурузная, овсяная, манная. Манную кашу рекомендуется готовить только один раз в неделю, потому что в ней практически нет полезных веществ, зато богата клейковиной, способной стать причиной проблем в работе кишечника. Пропорция для приготовления первой каши: 5г крупяной муки на 100 мл воды. Слегка остудив готовую кашу, еще раз измельчите. В готовую кашу можно добавить 1-2 капли растительного масла или немного сцеженного грудного молока.

С 9 месяцев система питания грудничка предполагает многокомпонентные каши, из уже хорошо известных ребенку продуктов. В кашки уже можно добавлять знакомые малышу овощи и фрукты. В 9 месяцев разрешается готовить для грудничка перловую и пшенную каши. А к 10-11 месяцам каши на воде будут прекрасным дополнением к мясным и рыбным тефтелькам и паровым котлеткам.

Когда вводить прикорм при грудном вскармливании?

Предыдущее поколение мам, то есть нынешние бабушки, начинали знакомить с новой едой грудных детей начиная с четырех месяцев. Сейчас педиатры сроки введения прикорма обозначают более расплывчато — с 4 до 6 месяцев. В то же время Всемирная организация здравоохранения считает, что ребенок до полугода во избежание атопического дерматита и проблем с ЖКТ должен питаться только грудным молоком. В случае, если кроха склонен к аллергии, можно приступить к изменению рациона и позже, но не более чем на полтора-два месяца. Нельзя забывать, что оптимальным вариантом остается прикорм ребенка в 6 месяцев.

Прикорм при грудном вскармливании

Материнское молоко – идеальное питание для детей до 6 месяцев. Оно полностью удовлетворяет потребность малышей в питательных веществах и жидкости, поэтому грудной ребенок ребенок не испытывает необходимости во введении дополнительных продуктов питания и/или жидкости в рацион в это время. В возрасте 6 месяцев грудное молоко остается основным продуктом питания ребенка, однако малышу необходимо расширять рацион и вводить в него первый прикорм поскольку одно материнское молоко уже не может в полной мере удовлетворить потребность растущего детского организма в питательных веществах, витаминах и минералах. При этом грудное вскармливание ребенка рекомендуется продолжать до года, а по возможности и дольше. Также стоит помнить, что для ребенка прикорм при грудном вскармливании практически не будет отличаться от прикорма при искусственном вскармливании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector